суббота, 4 января 2014 г.

БЭРД СПОЛДИНГ. ЖИЗНЬ И УЧЕНИЕ МАСТЕРОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА. КНИГА 4. УРОКИ ИЗ ИНДИЙСКОГО ТУРНЕ (1935) ГЛАВЫ 3 - 4

БЭРД   СПОЛДИНГ








ЖИЗНЬ  И  УЧЕНИЕ 

 МАСТЕРОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА











КНИГА  4



Глава 3.   ДВОЙСТВЕННЫЙ  РАЗУМ




 1. На Западе взоры многих людей обращены в сторону двойственности, но не Единого Разума и Принципа. Это приводит к тому, что человек рассеивает силы и оказывается не в состоянии поддерживать гармонию своего разума. Иначе все его внимание было бы поглощено Единой Силой или Единым Принципом, а все сущее воспринималось бы как Единое Целое.
2 «Бог наш един»* — гласит Священное Писание, и лишь придерживаясь этой фундаментальной истины, человек может жить в гармонии со своей собственной природой. Человек — не разделенное в себе существо, выброшенное за пределы источника своего бытия, но творение, созданное по образу и подобию Божьему. Его обособленность — не более чем ощущение, не имеющее под собой реального основания, которое, однако, является корнем всего неправедного и отрезает человека от благотворного влияния Творческого Начала, присущего человеку от природы. Охваченный чувством одиночества, он измыслил самые разные способы противодействовать собственному благополучию и нередко склонен винить в своих несчастьях Универсальный порядок. На самом же деле все его беды — плоды его собственных рук, ибо Вселенная не изолирует человека и не несет ответственности за трудности, порожденные человеческой обособленностью. «Обратитесь ко Мне, и Я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф»"*, — так ЕДИНОЕ взывает к человеку — тому, кто займет принадлежащее ему по праву место в божественном порядке, в цельной структуре тварного мира.
3. Причина двойственности кроется в мыслях и поступках, несообразных с целостным бытием. Однако, если изменить направление двойственной мысли или сконцентрировать мысли в Единой точке приложения сил, двойственность исчезнет без следа. Всем известно, что невозможно достичь успеха, стремясь к двум целям сразу и даже самому обладая раздвоенной природой.
4. На самом деле в природе нет ничего раздвоенного. Есть положительное и отрицательное, доброе и злое, горячее и холодное — все это противоположности, но, взаимосвязанные и собранные воедино, они направляют мысли к единой цели, единому действию, единому Принципу. Нам незачем рассматривать их как нечто противоположное, противопоставлять одно другому. Самое главное — увидеть единую цель. Иисус не переставал твердить, что своими величайшими свершениями обязан неразделенному внутреннему состоянию и незыблемой цели. Такая незыблемость непременно приведет нас к единству, в котором вечно пребывает Принцип, которому он внутренне присущ. И тогда на смену двойственности приходит «чистое око» и единый «Я ЕСМЬ».
5. Среди индусов многие обращаются к «Я», и многие — к «Я ЕСМЬ». По мнению некоторых, именно в этом впервые и проявилось разделение — между «Я» и «Я ЕСМЬ»,— и многие считают, что эта практика включает два подхода и две цели, тогда как на самом деле это общее соотнесение всего сущего с Единой Целью, подчинение ей. Здесь нет никакой двойственности, Принцип един во всем. В словах «Я ЕСМЬ», точно так же как и в «Я», звучит точная формулировка Принципа, или Истины. Мастера считают, что возвеличивание Единого принципа позволяет действовать всецело внутри него. Мы не видим двойственности и в природе, следовательно, мы не осознаем эту двойственность. И когда двойственность не осознается, воцаряется гармония.
6. Лето и зима не являются самостоятельными явлениями, они циклы единой неразделенной Природы. Зима так же необходима для развития растений, как и лето, что лишний раз подтверждает: эти сезоны — этапы одного процесса. В том, что мы называем злом, сокрыт росток добра, и ощущение зла рассеивается под нашим ищущим добро взглядом, и приходит осознание, что все взаимодействует со всем во имя добра. Мнимое зло — ареол вокруг нищеты и страданий, которых так боятся люди, — исчезнет, встретившись с присущим человеку добром. Иисус учил, что слепота — не зло и не следствие зла, но возможность явить «славу Божию». Так сложная задача вовсе не противоречит принципу математики и не является препятствием для того, кто желает посвятить себя этой науке. Она просто создает определенные условия, в которых этот принцип может быть применен для достижения желаемого результата, такая задача — источник роста для того, кто с ней сталкивается. Жизненные обстоятельства, что не укладываются в наши представления о высшем благе, суть упражнения, которыми мы закаливаем характер, обретая возможность увидеть и воплотить в себе совершенство Единого. Когда мы придерживаемся такого взгляда на жизнь, все неприятности исчезают и все наше существование превращается в некое подобие игры, ведя которую мы живем, созерцаем, совершаем поступки и владеем всем, что нам нужно, поскольку наш характер и наш мир могут явить присутствующее в них благо. Итак, природа пребывает в гармонии. В мире все гармонично, все подчиняется Единой Цели.
7. Подобно тому как различие между идеальным созвучием и диссонансом очевидно даже для профана, личность способна различить, что в ней находится в гармонии с Универсальным Принципом, а что противоречит ему. Всякое дисгармоничное состояние в человеческой природе — свидетельство разлада между индивидуумом и естественным порядком вещей, и секрет истинного прогресса заключается в непрестанном приближении к такому состоянию, которое позволит сохранять чувство внутреннего спокойствия. Но это невозможно до тех пор, пока сохраняется чувство оторванности от внутренне присущего человеку добра, которым пронизано все бытие. Человеческая природа всегда расположена к благу, ибо человек — творение Божье, а Бог благ. Когда индивидуум приходит к пониманию, что его существо неизменно исполнено блага, которое неотступно ищет путь к проявлению во всем бытии и собственно человеческой природе, он приходит в гармонию с собой и Принципом своего существования. Когда человек прилагает усилия, чтобы отыскать благое в любом переживаемом опыте, он незамедлительно оказывается в таком состоянии, когда то, что другим кажется злом, для него становится источником блага.
8. Мы, безусловно, обнаружим, что приходим к такому же взгляду на природу противоположностей. Считается, что сколько бы ни было в мире противоположностей, они противоположны, лишь когда индивидуум дозволяет им быть таковыми. Человек должен привести их в гармонию в своем отношении к ним, поскольку в действительности они неизменно пребывают в этом состоянии и из него не выходят. Когда мы научимся видеть мир как гармонию, мы обнаружим гармоничные взаимодействия во всем, что нас окружает, равно как и в нас самих. Так мы сами придем в состояние абсолютной гармонии. И тогда больше не будет никакого диссонанса. Диссонанса не будет в жизни и существовании человека. Диссонанса не будет и между противоположностями. Диссонанс невозможен между противоположностями: они пребывают в идеальной неразрывной взаимосвязи в едином Принципе.
9. Многие ученые на основе результатов современных исследований пришли к аналогичному заключению: диссонанс присутствует исключительно в человеке и его личности и является следствием противоречивых мыслей. Сегодня принято считать, что самым противоречивым мышлением обладают американцы. Совершенно очевидно, что причина этого кроется в совмещении различных взглядов на мир различных национальностей, этот народ образующих. Они еще не полностью ассимилировались. Однако в настоящее время мы наблюдаем значительное ускорение этого процесса.
10. Само собой разумеется, что математическая аксиома, согласно которой лишь те две величины, которые равны порознь третьей, равны между собой, является ключом к всеобщей гармонии. Некоторое подобие гармонии будет достижимо, лишь когда все нации Америки окажутся под воздействием единого импульса. Это утверждение также справедливо для всего мира в целом и для человеческой личности. Только когда все силы, заключенные в отдельном организме или множестве организмов, движимы единым импульсом и как единое целое работают на достижение поставленной цели, наступает абсолютная гармония.
11. Юнг, вне всякого сомнения, в своих трудах достиг глубокого понимания соотнесения гармонии и мира вещей, когда описывал опыт пребывания в пещере. Во многих областях Индии люди удаляются в пещеры, дабы, обретя абсолютный душевный покой, прийти к познанию факторов, определяющих состояние мира. Во всех дошедших до нас свидетельствах об этой практике мы обнаружим, что, когда люди приходят в такое место, где в их душе воцаряется полный покой и разум раскрывается для восприятия окружающего, они вступают в область величайшей жизненной активности. Они видят далеко, ибо вдаль простирается их зрение. Их взгляд, не задерживаясь, проходит сквозь материальный, физический мир, он обращен к тому, что, по их словам, является тем совершенным состоянием, в котором любое действие гармонично. Тогда оказывается, что мир вещей всего-навсего связан с тем, в чем они видят подлинно универсальное. Это не значит, что мир
тварный находится в подчинении у духовной сферы, он просто соотносится со своим изначальным состоянием, и тогда совершенство мира духовного проявляется незамедлительно. Этот процесс протекает в безупречной гармонии под руководством этих людей.
12. Действительно, аналогичную последовательность действий выполняет каждый человек, когда применяет любой принцип. Прежде всего необходимо освободиться от внешних форм, через которые выражается принцип, и только тогда мы отчетливо увидим само его действие. Действие принципа затем приходит во взаимосвязь с внешними формами, и мы в результате получаем мелодию и ритм музыки, верные решения проблем, совершенные произведения архитектуры, живописи и скульптуры. Все эти проявления происходят благодаря способности индивидуума отождествить себя с лежащей в их основе реальностью, после чего она воплощается, облекаясь в форму, столь же прекрасную и гармоничную, каким предстает перед нами сам принцип.
13. Люди, прошедшие этот путь, утверждают, что для достижения такого гармоничного взаимодействия нет нужды каждому человеку становиться такими, как они, что это происходит в русле повседневной жизни. Они делают это целенаправленно, чтобы самим понять, что же произошло, прийти к определенным выводам. Когда выводы сделаны, они приобретают способность учить других, однако учат не тому, что делали сами. Они учат, что гармоничное взаимодействие осуществимо на практике; что для его достижения незачем проводить долгие годы в медитации, поскольку они открыли легкий способ или короткий путь; что вы приходите в гармонию и согласие сразу, как только обрели внутренний покой. Таким образом, с этого самого мгновения начинается ваш прогресс. Ваше умонастроение меняется со смятенного на гармоничное; внутренние раздоры больше не напоминают о себе; это значит, вы повысили частоту ваших телесных вибраций до такого уровня, когда раздоры уже невозможны.
14.  Если один человек смог достичь такого состояния, смогут все, но им не нужно проходить такой долгий и трудный путь. Если факт уже открыт, человеку остается только принять его. Вот что об этом думают Мастера: «Мы проделали работу и совершили открытие, мы познали определяющие факторы, а остальному человечеству уже не нужно делать открытие заново, они могут принять то, что теперь известно. Посему массам ни к чему сидеть в самадхи». Эту мысль они выражают в утверждении, что человек, практикующий самадхи, может передать другим то, что ему открылось. Этой практикой может заниматься каждый желающий, однако это уже не является необходимым, и вот почему: человек может воспринять то, что уже открыто его предшественниками, тем самым возносясь до их уровня и приобретая жизненные силы для дальнейшего пути. Когда человек начинает путь, уже обладая открытыми ему знаниями, ему будет легче обрести душевный покой или привести в гармонию окружающие его обстоятельства и факты. Таким образом, пользуясь плодами труда тех людей, кто уже сделал предварительные шаги, индивидуум движется прямой дорогой к состоянию самадхи. Те, кто это состояние пережил, становятся проводниками или учителями. По их словам, не нужно идти за учителем след в след, потому что путь уже расчищен. Их достижения стали общими для всех, тем самым открыв дорогу к духовному росту.
15. В этом и заключается подлинный смысл искупительной жертвы Иисуса. Как указывающий путь проводник, он объяснил нам, что мы, равно как и он, составляем с Отцом Небесным единое целое. Нам уже не нужно прокладывать себе дорогу к состоянию единства с Ним, ибо этот путь для нас открыл Спаситель. От нас требуется только принять как истину то, истинность чего Он доказал. Нам уже не придется доказывать теорему, что сумма всех углов треугольника равна двум прямым углам, после того, как это было однажды доказано. Это уже установленный факт, нам нужно только принять его. Если бы это было не так, каждому из нас пришлось бы самому выводить все законы математики, механики, искусства и т. д. Но поскольку эта работа уже выполнена другими людьми, нам следует только взять у них эту ношу и продолжить их путь с того самого места, где они остановились, — к новым духовным высотам, следуя данному принципу.
16. Чем больше группа людей, прокладывающих этот путь, тем сильнее ее влияние и, следовательно, тем больший импульс она дает другим людям. Таким образом, считается, что, если, скажем, сто участников группы одновременно практикуют самадхи или пребывают в полном душевном покое, их силы будет достаточно, чтобы благотворно воздействовать на тысячи. Следовательно, благодаря труду этой сотни тысячи людей достигнут высот просветления.
17. В этом и заключается важнейшая роль йогов. Они осознанно жертвуют определенной частью своей жизни, чтобы обрести влияние — особенно влияние, побуждающее к развитию тела. И нередко говорят, что нет необходимости каждому человеку практиковать йогу для достижения телесного совершенства, поскольку они уже прошли этот путь и сделали совершенство доступным для всех. Крестная жертва Христа служит тому примером. Как и Иисус, йоги знали, что не лишаются всей своей жизни, они отдавали определенную ее часть в обмен на высшее проявление, видимое всем и каждому, побуждающее всех следовать этим путем. Так они становились проводниками и учителями. И благодаря им люди, способные к развитию, идут еще дальше, и широкими шагами.
18. Поэтому и считается, что человеку необязательно проходить все многочисленные ступени йоги. Многие проходят этот путь всего за несколько часов, просто получив импульс, данный теми, кто посвятил свою жизнь сему служению и вложил в него огромные силы. Существуют особые группы избранных, которые непрестанно работают в этом направлении. Их влияние может распространяться на всех нас, так как оно исходит непрерывно от многочисленных групп и центров.
19. Это влияние передается на духовном плане, подобно тому, как волны музыкальных радиостанций передаются на плане электромагнитном. Но воспринимая музыкальные радиоволны на электромагнитном плане, мы слышим и воспринимаем музыку на материальном и ментальном планах, и точно так же духовные влияния проявляются на всех остальных планах, поскольку духовная реальность охватывает все бытие. Она всецело являет собой духовный план, Единый Универсальный План, пребывающий в абсолютной гармонии с самим собой, — в тех случаях, когда человек прозревает его истинную сущность. Контакт обретается не через Мастеров и их влияния, но через план гармоничного мышления и духовное влияние, пронизывающее все пространство и время, которые повинуются этой духовной силе.
20. Может показаться, что у линии есть два конца — две противоположности, — однако, если их соединить, линия превратится в круг и противоположности исчезнут. Вращайте круг, и вы получите идеальную сферу — абсолютно непротиворечивое взаимодействие всех составляющих ее элементов. И далее, как выразился американский физик Роберт Милликен, «Космическое становится шаром». Таким образом завершается полный круг и воцаряется абсолютное всеобщее единство. Точка превращается в линию, линия — в круг, круг — в сферу, сфера — в шар. Это равным образом справедливо для любой линии мысли, и непрерывно устанавливая взаимосвязь всего сущего с Единым в противовес всеобщему разделению, возможно достичь точки единства, или единения, — Однонаправленность.
21. Овладев искусством концентрации мыслей, индивидуум входит в состояние самадхи, с этого и начинаются его духовные достижения — с обретения однонаправленности.
22. Однако следует помнить, что подобная концентрация мысли, или Однонаправленность, представляет собой расширенное состояние сознания, но никак не суженное. Оно достигается через подчинение принципу взаимосвязи всего со всем, а не через ошибочную идею всеобщей разобщенности. В состоянии самадхи человек способен прозревать целое — Истину, или Принцип.
23. Это радикальным образом опровергает распространенное на Западе учение о сознании и подсознании. На самом деле существует только ЕДИНЫЙ РАЗУМ, то, что можно было бы назвать Сверхсознанием, в котором сознание и подсознание приходят в гармонию и человек постигает целое. Так он приходит к абсолютному осознанию. И тогда мы перестаем отделять одно от другого и тем самым обретаем абсолютную осознанную гармонию.
24.  Изначально разделение разума на сознание, подсознание и тому подобное было призвано облегчить познание природы разума. Но теперь ситуация в корне переменилась. Мы поймем природу разума и процесс осознанного духовного развития наилучшим образом, если обратимся к ним с пози-
ции Единого Разума. Разделения, классификации были частью учения о символах, которое уже кануло в прошлое. В то время обойтись без него было невозможно, но теперь человечество оставило его позади. Мы поняли, что все символы себя изжили. Когда мы станем Едины в этом умонастроении, тогда и начнутся наши духовные достижения.
25. Мне доводилось беседовать с людьми, достигшими выдающихся высот, и я открыл для себя следующее. Они в большинстве своем шли по этому пути во взаимодействии с Единым Разумом и с осознанием, что все сущее неизменно присутствует здесь и сейчас. Таким было их умонастроение. И в настоящее время это умонастроение становится все более распространенным, и скоро мы станем свидетелями, как оно приведет к радикальной смене действующей экономической системы. Научившись жить в полном согласии с Единым Разумом, мы бы забыли, что такое столкновение интересов. Мы бы расходовали на 90% меньше энергии, и освободившиеся ресурсы незамедлительно и по нарастающей были бы направлены на достижение высоких и великих целей и не растрачивались бы попусту в попытках силой отнять у других то, что нужно им самим. Когда подлинно великий человек намерен что-то обрести, ему не нужно отбирать это у другого. То, что принадлежит таким людям, всегда с ними и находится в их полном распоряжении.


                                                                        Для учителей



Параграфы 1 и 2. Любой принцип, с действием которого мы сталкиваемся, строится на определенной основе, и только на фундаменте этой основы может стоять здание. Причина того, что человеческая жизнь оказалась обреченной распаду, кроется именно в пренебрежении фундаментальным законом бытия. Этот закон заключается в том, что Вселенная представляет собой единую и неделимую систему и человек — ее составная часть. Он во всех отношениях неотделим от нее, и его представление о себе как обособленном существе, утратившем свою власть и принадлежащее ему по праву место в мире, — всего лишь иллюзия.
Параграфы 3 и 4. Эти параграфы как раз наглядно демонстрируют, как в человеке развилось ощущение двойственности, и, следовательно, они же содержат рецепт его преодоления.
Параграфы 5 и 6. «Я» в личности является первым проявлением человеческой природы, центральной точкой идентичности. «Есмь» — это все, что воплощает или заключает в себе «Я», чем бы оно ни было, — то есть индивидуальная идентичность. «Я» — определенное утверждение, «Есмь» — уточняющий элемент. «Я» — мужское начало, «Есмь» — женское. «Есмь» приводит к жизни все, что в себе заключает, охватывает собой «Я». «Есмь» должно стать чистым в своей охватывающей силе, когда человеку предстоит явить то, что пребывает в Духе. «Я», моя идентичность в Духе, «Есмь» — то, что охватывает или воплощает все, что есть в Боге, — вот надлежащее использование этих слов. «Я есмь то, что я семь», то есть воплощение Бога. Я всегда буду тем, чем являюсь в Духе, я просто не смогу стать чем-то иным. «Я есмь ТО, что я есмь, и нет иного, кроме меня».
Параграфы 7 и 8 предоставляют прекрасную возможность продемонстрировать, насколько необходимо привести все сущее в полную гармонию и какую пользу это принесет. Разумеется, невозможно гармонизировать весь мир посредством лишь мысли и представления, но мы способны по крайней мере осознать, что, если некая вещь пребывает во всем, она в той или иной степени непременно содержит в себе элементы всеобщего целого. Как только мы увидим ее во взаимосвязи с целым и в гармонии со всем мирозданием, мы уже сможем освободиться от того диссонанса, в котором пребывает сама наша природа, и тем самым сохранить себя для взаимодействия с истинным бытием. «Неисповедимы пути Господни», и даже если мы не видим, как все сущее, пребывая в полной гармонии, движется к Универсальной цели, от нас не потребуется больших усилий воображения, чтобы признать закономерность такого положения вещей, ибо его предполагает сама природа Всевышнего.
Параграф 9. Естественный порядок Вселенной не ведает диссонанса. Всякий диссонанс — наша реакция на то, что, по нашему представлению, происходит не так, как должно, или
находится не на своем месте. Человеческая природа оказы-нается тем более ввергнутой в диссонанс, чем менее бытие индивидуума соотносится с фактами духовной Реальности. 11с стоит искать диссонанс во внешнем мире — он внутри нас. Чтобы его преодолеть, мы должны прийти в гармонию с духовными фактами, лежащими в основе всех видимых явлений. Неоднородность американского менталитета есть не что иное, как символическое отображение неоднородности мышления отдельно взятого американца, но оно придет в гармонию, как только мы начнем двигаться к общей цели.
Параграф 10 служит иллюстрацией к предыдущему параграфу.
В параграфах 11 и 12 объясняется, что нужно сделать, чтобы достичь гармонии. Каждый, кто стремится к духовному совершенству, отвращает свой взор от мирской суеты и посвящает себя своему истинному предназначению.
В параграфах 13, 14 и 15 указывается кратчайший путь к духовному росту. Данный материал следует подавать достаточно внятно, чтобы раз и навсегда освободить ученика от представления, что для обретения духовных возможностей ему предстоит преодолеть множество препятствий. Он должен согласиться с тем, что эти возможности для него уже открыты усилиями всех просветленных учителей, какие только жили от начала времен, и это просветленное состояние само по себе уже есть преодоление.
Параграфы 16 и 17 помогут объяснить, насколько важна индивидуальная и групповая медитация над духовными фактами. Эта работа действительно лежит в основе деятельности любого духовного центра или класса, и пренебречь ею — значит утратить перспективу достижения могущественной силы в формировании духовного правительства и силы отдельной личности для решения проблем повседневной жизни.
Параграфы 18 и 19 иллюстрируют сведения, изложенные в параграфах 13,14 и 15.
Параграфы 20 и 21 демонстрируют действие принципа гармонизации, и было бы нелишне подкрепить их примерами. 
Параграф 22 призван раз и навсегда освободить ученика от представления о концентрации как о фиксации или сосредоточенности ума на мыслях, идеях, образах или объектах.
Концентрация представляет собой расширенное состояние сознания, при котором человек охватывает умом Единство всего сущего, а не пытается исключить что-либо из поля зрения своей мысли. Это процесс установления взаимодействия всех вещей с Источником их бытия.
Параграфы 23 и 24. Так называемое подсознание — это всего лишь обратная реакция нашего разума на осознанную мысль, отсекающая человека от естественного действия Универсального мышления. В ручье не возникает водоворотов, если его течение не встречает никаких преград, точно так же не существовало бы так называемого подсознания, если бы поток просветляющей мысли не прерывался. Когда человек погружен в поток подлинной жизни, его охватывает лучезарное осознание реальности.
Параграф 25 служит иллюстрацией к предыдущему параграфу и может быть дополнен в зависимости от знаний учителя.



                  Глава 4.   ОСНОВЫ  ГРЯДУЩЕЙ  СОЦИАЛЬНОЙ 
                                                        РЕОРГАНИЗАЦИИ

                                                                     
1. Прежде чем приступить к обсуждению проблемы социальной реорганизации, поговорим сперва о Гавайских островах и о сложившейся там ситуации. Между мышлением живущих там туземцев и нашим мышлением существует разительное сходство, что особенно ярко проявилось в ряде экспериментов. Если гавайца отвезти в любое место в океане, он обязательно найдет дорогу домой. Прежде они никогда не отплывали далеко от родных островов, однако в каждом каноэ находился по меньшей мере один человек, кто мог точно указать место, где они были, как будто их лодка была оснащена самым современным компасом. Этот человек отвечал за навигацию на протяжении всего плавания, тогда как его товарищи управляли лодкой. Жители Гавайев пронесли эту способность через века и сохраняют ее по сей день.
2. Как-то мы увезли одного гавайца в область Атлантического океана, где он прежде ни разу не был, и обнаружили, что умение ориентироваться у него буквально в крови. Мы посадили этого туземца в лодку с моряками, ничего не смыслящими в навигации, и он указывал им путь до самых островов Зеленого Мыса, расположенных в сотнях миль от того места. В подобных ситуациях гавайцы сохраняют спокойствие и без труда находят выход. Дар, которым они наделены от природы, их не подводит.
3. Выдающаяся способность разума американцев к изобретательству — явление того же порядка. Единственное различие между этими талантами заключается лишь в сфере их применения. И каждый из нас использует это качество гораздо шире, чем может показаться. Когда мы познаем, как работает наше естество, и начнем действовать в гармонии с собой, мы добьемся гораздо больших результатов в любой области. Разве вы никогда не замечали, как часто вы совершаете поступки, повинуясь некоему внутреннему голосу, побуждению или чувству, и тогда одно событие закономерно следует за другим, и мы видим, «что, как и почему»? Многие люди пытаются сначала все досконально продумать, в этом случае их мысль работает вхолостую, потому что очевидное решение существует только после того, как дело сделано. Ощущение возможности некоего поступка или его необходимости, ощущение, что лучше поступить именно так, а не иначе, — вот первое проявление этого внутреннего чувства — той способности, о которой мы-говорим, — и если человек к нему прислушается, то за этим последует и вся остальная информация — законченный план действий. Тогда сразу сложится рациональное обоснование выполняемого процесса и появятся соображения, им руководящие. Как известно, рассудок странствует только по тем землям, где он был прежде, и мысль обретет завершенный вид, только когда к ее формированию подключается это иное, внутреннее чувство. Новое общественное устройство зародится подобно тому, как рождается идея в уме изобретателя. В определенном смысле, это будет сродни озарению, которое превратится в замысел и будет претворено в жизнь. Но полную характеристику новому общественному устройству можно будет дать лишь после того, как оно начнет действовать. Мысль достаточно остра и проницательна, но возможности внутреннего чувства шире, оно выходит за рамки мышления, открывая дорогу еще более глубоким мыслям.
4. Внутреннее чувство не является ни фазой сверхсознания, как считают многие, ни фазой подсознания. Это сила, пронизывающая обе эти сферы. В случае с гавайскими туземцами ее действие полностью осознается. Она является следствием инволюции. Этим чувством наделены гавайцы, оно развито в них в высочайшей степени. В те времена, когда островитяне не располагали никакими средствами транспорта, они путешествовали пешком и ноги сами выводили их в нужное место. Мне приходилось видеть, как сорок или пятьдесят гавайцев пересекают остров, чтобы отыскать нескольких попавших в беду соплеменников, и те порой сами выходили к ним навстречу. Гавайцы никогда не теряли членов своего племени, их связь друг с другом не прерывалась ни на минуту. Я расспрашивал туземцев об этом чувстве, но никто из них не смог сказать ничего определенного. Они просто используют свою способность, не задумываясь, поскольку воспринимают ее как нечто совершенно естественное.
5. Если бы внимание одной группы гавайцев было всецело обращено на их собственные нужды, их бы не волновали потребности их соплеменников, живущих на другом конце острова. Но они были сплочены общими интересами, они заботились о благополучии друг друга, именно эта забота заставляла их чувствовать потребности людей вне их круга или за пределами места, где они находились. Когда среди их соплеменников кто-то испытывал нужду, они чувствовали его потребности через связи взаимной симпатии, которые делали их единым целым, и потребности одной группы сразу становились известны членам другой. Эгоизм и себялюбие разобщают нас, отсекают индивидуума от остального человечества. Ощущение разобщенности делает человека невосприимчивым к нуждам его собратьев, и в результате социальный строй выходит из равновесия. Вот почему одни группы людей все глубже погружаются в нищету, тогда как другие все больше обогащаются, при этом расшатываются сами основы общества. На этой почве и возникают раздоры и войны. Можете ли вы представить себе, чтобы вооруженный конфликт разгорелся между двумя группами, каждая из которых стремится удовлетворить потребности другой? Свято место пусто не бывает, и подобно тому, как сильные перепады атмосферного давления порождают жестокие бури, также войны являются следствием чрезвычайного неравенства между людьми.
6. Эта удивительная способность гавайцев в значительной степени основана на памяти предков. Аборигены владели этим чувством испокон веков. Между ними и их прошлыми жизнями не встает никаких преград. Сами они говорят: «Дело не в том, что мы всегда жили на этом клочке земли. Эти места никогда не менялись, и мы всегда были едины с ними. Нужно только, чтобы в душе воцарился покой, и тогда мы понимаем, куда нам следует идти».
7. В определенном смысле ту же природу имеет инстинкт животных, однако в человеке как существе более высокого порядка эти возможности развиты гораздо больше. Свойство, которое в животном является инстинктом, в человеке приобрело огромную силу — при желании эту способность можно назвать интуицией или духовным чутьем. Животное наделено этим качеством лишь до определенной степени, человек же владеет им во всей полноте, что позволяет ему двигаться прямо к цели. Он видит то, к чему стремится. Животное всегда возвращается к тем местам, где оно уже побывало, человек же может направиться куда угодно, минуя уже исхоженные земли.
8. Насколько животное, следуя этому чувству, способно открывать новое — точно определить невозможно, но все же нам известно, что основное предназначение данной способности заключается как раз в том, чтобы проложить человеку путь для продвижения во всех сферах деятельности. Люди, достигшие выдающихся результатов, отличаются от тех, кто прозябает в серости, лишь тем, что они не обращают большого внимания на то, что было сделано до них, и какие преграды и разумные доводы могут встретиться им на пути прогресса, но посвящают себя размышлениям о том, что можно или нужно совершить. Те, кто потворствует своей умственной и эмоциональной склонности отступать назад, не давая внутреннему чувству достичь неизведанного, сами губят свои способности, и в результате томятся в темнице ограничений. Но вот на что следует обратить внимание: эта темница есть отражение, производная их собственной сущности. Гений — это тот, кто выше условий и обстоятельств, тот, в ком не перестает нарастать и расширяться сила стремления к новым высотам.
9. Направить данное чувство на безграничное развитие может каждый. Оно является достоянием не узкого круга избранных, но всего человечества. Гавайцы восприимчивы к нему в гораздо большей степени, чем все известные нам народы, и превосходят их в этом только полинезийцы. Последние достигают берегов Гавайских островов, преодолевая расстояние в три тысячи миль. И полинезийцы, и гавайцы являются представителями белой расы. Похоже, действие этой способности особенно ярко проявляется в белых людях. И если они не утопят свое внутреннее чутье в сомнениях, не преградят ему путь мнимыми ограничениями, то, скорее всего, его сила будет неуклонно расти.
10. Именно с этим явлением столкнулся Теодор Рузвельт в Африке. Оно наблюдается также и на Аляске, и в Сибири. Когда в 1905 году мы отправились на помощь Амундсену, все следы к селению, где он остановился на зимовку, оказались занесены снегом, но эскимосы сами вышли нам навстречу. Аборигены смогли точно определить, сколько у нас собак и нарт, кроме того, они знали практически все о нашей экспедиции и снаряжении, которым мы располагали.
11. Американцы не владеют этой способностью только потому, что в их жизни слишком много удобств. Мы попросту дали ей ускользнуть, не озаботились ее сохранением. Однако ощущают жители Соединенных Штатов в себе эту способность или нет, она развита в них чрезвычайно сильно. Многим приходилось использовать ее, но они не решаются прибегать к ней постоянно и даже говорить о ней.
12. Средний американец склонен считать, что если для происходящего нет видимой причины, значит, что-то, скорее всего, идет не так. Подобное мнение вытекает из незнания индивидуумом своих истинных возможностей, неумения использовать для достижения поставленных целей важнейшие средства, которыми его наделила природа. В этом проявляется его неуверенность в себе и своих силах, не дающая двигаться вперед. «Если будете иметь веру и не усомнитесь, ничего не будет невозможного для вас», — говорил Иисус. Вера — первое, что необходимо для достижения здравомыслия, тогда как другие мыслительные процессы, хотя обычно и считаются основой рассудка, — вторичны. Человек добивался великих достижений, опираясь на возможности, лежащие за гранью интеллекта, который подключался позднее. Здравомыслие проснется в нас, когда мы сквозь пелену ограничений ясно разглядим неочевидное, но вполне возможное и затем на основе увиденного выстроим свое мышление. «Покажите в вере вашей рассудительность» — гласит Писание, но многие из нас, наоборот, тщатся обрести веру через полное и объективное познание того или иного предмета.
13. Кроме того, мы еще и позволяем другим мыслить за нас. Мы даем им право полностью продумать любую идею, воплотить ее в некоем изделии, на которое мы потом полагаемся. Таким образом, могущество производителей непрерывно растет, а люди, зависящие от их продукции, становятся все менее самостоятельными. Это справедливо отметил Эмерсон, ссылаясь на тот факт, что, приобретая в чем-то одном, мы теряем в чем-то другом. Мы носим часы, но разучились определять время самостоятельно, без их помощи. Находясь в зависимости от внешних вещей, пренебрегая развитием своей личности, мы сами ослабляем наши природные силы.
14. Халдейские астрономы приобретали знания о космосе, пользуясь интуицией — могущественной способностью разума проникать сквозь объективный факт. Они создали все свои теории, всецело опираясь на это свойство. Дар интуиции проявлялся на протяжении всей истории этого древнего народа. Его влияние сохраняется и по сей день. И если мы захотим владеть им, то должны стать с ним единым целым. Вот и все.
15. Это и есть «око души», о котором писали мистики. Этим оком люди читали и впредь будут читать Хроники Акаши. Этим оком мы можем узреть происходящее на огромном расстоянии или прозревать грядущие события со скоростью света — 300 000 километров в секунду. Оно открывается в пору землетрясений или других бедствий. «Грядущее отбрасывает тень на настоящее». Все всегда происходит сначала на высшем плане и только потом отражается в материальном  мире. Человек видит этим оком, пребывая в Дэвачане, между сознанием и формой. Оно подобно двум ликам Горгульи, изображенной на воротах храма: один из них преграждает путь в храм иллюзиям человеческого бытия, другой, смотрящий в сторону Духовного мира, провозглашает свободу и силу озарения.
16. Гавайцы от природы наделены великим даром постижения мира, даром прорицания и предвидения. Среди них есть определенная группа людей, которые регулярно собираются вместе, чтобы улавливать влияния грядущего. Почувствовав, что влияние сулит недоброе, они передают его в распоряжение другой группы, которая предотвращает его проявление. Индусы говорят, что один человек может прорицать, а Богочеловек может пресечь осуществление прорицания.
17. За все время нашего общения с гавайцами не было ни одного случая, чтобы они не смогли предотвратить предсказанное негативное событие. Утверждают, что они пресекли таким образом множество вторжений. Люди, на которых возложен этот долг, проводят некую черту, перейти которую врагу не под силу. Об этом гавайцы сложили множество легенд. Порой неприятелю не удается даже высадиться на их берегах.
18. Некоторое время назад Институт Карнеги проводил исследование среди индейцев Аризоны. Группа аборигенов провела черту, и перейти ее мог лишь тот, кто пришел с добром. Нашлись два человека, которые пытались прорвать ее силой, и оба поплатились за это жизнью.
19. Люди, не достигшие озарения, ошибаются, думая, что все пророчества неизбежно сбываются и неминуемо произойдет предначертанное. «И пророчества прекратятся» — сказано в Писании. Пророчества исходят главным образом из образовавшейся вокруг земли ментальной структуры, которая является проекцией ограниченного мышления человека. Обратив свою способность к восприятию на данную сферу, индивидуум может выявить направление этих ментальных влияний и то, что с наибольшей вероятностью явится результатом их действия на материальном плане. Такие пророчества относятся к разряду ложных, и они могут быть отменены. Святое Писание предостерегает против лжепророков, которые отвращают внимание людей от Бога. Истинное же пророчество является результатом обращения внутреннего чувства на Духовный план и постижения действия Универсального Закона. Закон Вселенной сразу же очищает сознание отдельных людей или целых народов от наслоений всего того, что ему противоречит. Он делает это с той же легкостью, с какой свет разгоняет тени. Солнце прогоняет ночь, единственная свеча рассеивает мрак в комнате, ибо свет — мал его источник или велик — обладает безграничной властью над тьмой, какой бы густой она ни была. Даже небольшое озарение, пережитое человеком, способно рассеять все отрицания, ограничения или ложные пророчества, поскольку они лишь блеклые тени, не имеющие никакой силы. Не верьте пророчествам о разрушениях и катаклизмах. Обратите свой взор в царство Духа, и они исчезнут.
20. Когда-то на Гавайских островах жила общность людей, прибывших из Японии. Они привезли с собой черную магию. Чужеземцы уверяли, что своими чарами способны свести человека в могилу, однако теперь этой группы больше не существует. Чтобы начать заниматься черной магией или стать противником христианства, первым делом человек должен познать, какой силой обладает Сознание Христа. Колдун обретает силу Сына Божия и использует ее в ложном направлении. Результатом такого рода практик является саморазрушение, и сама черная магия исчезает с лица земли вместе с гибелью индивидуума, посвятившего себя ей.
21. Самый мучительный и едва ли не самый быстрый способ саморазрушения — злоупотребление духовным знанием. Человеку, намеренному употребить духовное знание, чтобы обрести влияние, господство или преимущество перед другими людьми, следует помнить вот о чем. Любой указ, исходящий из его разума или его уст, пронизывает все его существо и становится в его внутреннем мире властным повелением, которое распространяется на него самого ровно в той же мере, в какой он стремился воздействовать на другого. Это и имел в виду Христос, говоря, что Царство небесное внутри нас. Ваше существо — ваше царство, покорное вашим повелениям. Для индивидуума, отдающего такого рода приказ, практически не имеет значения, последовал ли его воле кто-либо другой. Приказ получает его собственное внутреннее царство и неукоснительно повинуется этому распоряжению, и, вне всяких  сомнений, в существе самого человека его повеление исполняется в наибольшей мере. Небесным царство станет, только когда он начнет отдавать распоряжения, исходящие из небесных сфер, сфер Духа, где все сущее действует в гармонии друг с другом в стремлении к благополучию и развитию каждого, кто живет на земле. «Дар вернется к дарящему», и неважно, добро это или зло. «Что даете, то и дастся вам»*.
22.  В Индии события, которые произойдут в будущем, способны прозревать люди, именуемые риши. Если событие негативное, за него немедленно принимается другая группа, и ничего дурного не происходит. В прошлом такой же способностью владел и род иудеев. Благодаря ей они предотвратили множество вооруженных конфликтов среди своих людей.
23.  И в наши дни этим же методом пользуются многие люди, чтобы предотвратить несчастье. В Соединенных Штатах мы сотрудничали с группой людей, которые целенаправленно занимались тем, что предупреждали всевозможные происшествия, и за три с половиной года, что мы работали с ними, ни с кем из них не случилось ничего плохого. В то время группа насчитывала семьсот человек, к настоящему моменту ее численность выросла до 4000. Они не афишируют свою деятельность и неизвестны широкой общественности.
24. Так почему бы человеку не направить все силы своего существа на такую благую цель? Через сохранение способности к восприятию — ее можно называть как угодно, — через работу в духовной сфере, где все как единое целое стремится к абсолютному благу для каждого живого существа, умы всех без исключения людей пробудятся для слаженного действия. И если бы все поступали так, как велит сила, направленная на достижение всеобщего блага, каждый бы говорил и совершал только то, что принесет добро его ближнему. Иными словами, в повиновении Великому Закону люди перестали бы враждовать друг с другом. Тогда бы не стало ни застенков, ни несчастий, ни всего того, что причиняет человеку страдание.
25. Эту способность можно применять в самых разных целях. Например, показателен случай с ветераном мировой войны, проходившем лечение в военном госпитале Леттермана.
Совершенно слепой, он продемонстрировал высокую степень просветления, водя автомобиль по улицам Сан-Франциско и Лос-Анджелеса. Данную способность этот относительно молодой человек развил в предыдущий период своей жизни, и обретенный им дар был всего лишь ее неожиданным пробуждением. И такие случаи отнюдь не редкость.
26. Все дело в том, что если эту способность можно пробудить, что столь часто подтверждается на практике, значит, она существует. А если она существует, значит, ее можно познать, правильно направить и пробудить для нормальной работы. Мы должны уделить этому внимание и приложить осознанные усилия для раскрытия потаенных возможностей нашей природы, если хотим добраться до вершин Мастерства. Никто не сделает это за нас.
27. Эта работа предполагает абсолютный контроль над эмоциями в большей степени, нежели контроль над мыслями. Нам нужно достичь однонаправленности ума. Когда наши силы сфокусированы, мы добиваемся положительных результатов. «Однонаправленность есть Бог», — говорил Иисус.
28. Проблема реорганизации общества целиком и полностью сводится к сокровенному восприятию. Люди должны научиться развивать в себе эту способность. С этого и начнутся социальные преобразования — с умения делать то, что нужно, и в нужное время. Это поможет нам сохранять свой ум в готовности к правильным поступкам. Мы придем к такому состоянию, когда все, что мы ни совершим, будет совершено вовремя и пойдет на благо. Вот основа общественных отношений будущего.


                                                                          Для учителей


Данный урок посвящен движущей силе, которая ляжет в основу грядущего общественного устройства и поможет ему выстоять в нашу бурную эпоху перемен; силе, которая вернет человеку его изначальную способность прозревать положение вещей в духовном мире, а не слепо следовать устоявшимся стандартам мышления и материалистическим ценностям прошлого. Наш предыдущий опыт притупил эту духовную способность, и теперь нам предстоит возродить ее, если мы хотим настроиться на постижение Универсальных Законов. В параграфах 1 и 2 показано, что так называемые примитивные народы наделены чувством, которое в определенной степени превосходит наше восприятие и зачастую позволяет ориентироваться в их странствиях лучше, чем это делает современный человек.
В параграфе 3 говорится, в какой сфере нашей жизни эта способность проявляется наиболее явно и что при этом она требует развития в духовном направлении, если мы хотим извлечь наибольшую пользу из наших возможностей и дарований. Параграфы 4 и 5. Способность, о которой мы говорим, можно называть по-разному, но в мистицизме она именуется «прозорливостью» — умением «проталкивать» — или выводить — разум в новые области. Когда мы направляем ее на достижение высшей цели, она ведет нас к духовным ценностям путем таким же прямым, каким ведет изобретателя к гениальному озарению.
Параграфы 6,7 и 8 не требуют дополнительных пояснений, однако могут быть расширены за счет познаний инструктора. Параграфы 9, 10 и 11 предоставляют неплохую возможность наглядно продемонстрировать, насколько человеческий разум затуманен чрезмерной озабоченностью миром следствий и до какой степени его можно очистить, снова обратив взор на мир причин.
Параграф 12, скорее всего, не потребует пояснений, однако он открывает широкое поле для рассуждений. То же касается параграфа 13.
Параграф 14 обращается к той же теме, что параграфы 1 и 2. Параграфы 15 и 16 отчасти освещают возможности этого дара и область, в которой он действует должным образом. Много больше можно рассказать о том, что данная способность представляет собой на самом деле. В своей простейшей форме это обращение разума, назад или вперед, чтобы увидеть, что мы делали вчера или что надеемся сделать завтра. Иначе говоря, это простой акт внимания. Обращая эту способность в сферу материальной формы, мы не встретим ничего, кроме трудностей, но обращенная к Духу, она простирается в мир духовной реальности.
В параграфе 17 описаны некоторые возможности, которые открывает нам использование этого дара. Данный параграф может быть значительно расширен, и он принесет огромную пользу ученику, если тот последует приведенной в нем рекомендации. С этим можно связать обсуждение следующего, 18-го параграфа.
Параграф 19. Здесь нужно четко уяснить вот что: пророчество не бывает точным, если основано на ментальном или физическом планах. То, что тщательно спланировано на ментальном плане, может проявиться в материальном мире лишь в том случае, если не будет отменено прямым воздействием духовной власти. Истинное предсказание предвещает конструктивные результаты, которые полностью соответствуют воле познанных духовных сил.
Параграф 20. Нет нужды говорить, насколько глупо злоупотреблять духовной силой, это понятно каждому, однако каждый должен четко усвоить эту истину как необходимое условие самосохранения. Распространенная во многих метафизических обществах практика ментального воздействия на других с целью подчинения их своей воле является зачаточной формой черной магии и не ведет ни к чему, кроме хаоса. Параграф 21 следует обсуждать в свете сказанного в предыдущем параграфе.
Параграфы 22 и 23 тесно связаны с параграфом 19, ученики могут рассуждать над изложенными здесь сведениями под руководством инструктора.
Параграф 24 не требует пояснений, но на данном материале было бы удобно продемонстрировать, на чем основано подлинное сотрудничество на пути к новому порядку. Истинная сила того, кто стремится к высотам духа, заключается в гармонии с Универсальной Силой, для которой нет ни святых, ни грешников, ни богатых, ни бедных, ни рабов, ни свободных, и когда людьми движет единая сила, между ними уже не может быть вражды и раздора, а следовательно, и войны. «Равные одному и тому же равны между собой» — вот основа Всеобщего единства.
Параграфы 25 и 26 помогут растолковать всем ученикам тот факт, что нет такого человека, кто бы приобрел так называемые сверхъестественные силы из какого-либо внешнего источника, — эта могущественная сила живет в каждом индивидууме, и его задача — развить собственные способности, полученные от природы, если он намерен познать меру своей души.
Параграф 27. О необходимости самоконтроля можно написать целую книгу. Подобно тому как на продуманном и направленном действии энергии основана работа механизма, самоконтроль лежит в основе развития личных способностей и общественного прогресса. Без него человек не найдет в себе силы для достижения положительных результатов ни на одном из этих поприщ.
Параграф 28 может быть дополнен по способностям инструктора.










Комментариев нет:

Отправить комментарий