воскресенье, 5 января 2014 г.

БЭРД СПОЛДИНГ. ЖИЗНЬ И УЧЕНИЕ МАСТЕРОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА. КНИГА 4. УРОКИ ИЗ ИНДИЙСКОГО ТУРНЕ (1935) ГЛАВЫ 7 - 8

БЭРД   СПОЛДИНГ








ЖИЗНЬ  И  УЧЕНИЕ 

 МАСТЕРОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА








КНИГА  4


Глава 7.   БОГ



1. Многие люди интересуются представлениями Мастеров о Боге и Его местонахождении. Соответственно, этому вопросу посвящена настоящая глава. Однако невозможно рассматривать их взгляды в отрыве от человека, ибо Бог и человек для них неразрывно связаны.
2. Мастера много говорят о Боге, но они рассматривают Его как Единый атрибут Бытия — Бытие как единый атрибут, единая сущность, заключающая в себе весь вселенский поря док, все видимое и невидимое. Для индивидуума источником представлений о Боге служат религиозные предрассудки, и, следовательно, человеческому взору предстает лишь идол. Поэтому возникла необходимость вновь привести человека к пониманию, что Бог — это он сам, и нет разделения между личным и Универсальным бытием, что его существо является неотъемлемой составляющей целого и единосущно целому.
3. По учению Мастеров, Бог неизменно пребывает в человеке. Именно этому учил и Иисус Христос, в этом были убеждены все просветленные. Человек есть Бог. Слова «Я Бог» — одно из самых точных утверждений, что только может произнести человек. Насколько нам известно, Мастера никогда не дают письменных наставлений. Они ведут с учениками беседы и передают свое учение устно. При этом Мастера не называют свои речи наставлениями. Они просто сообщают очевидные факты: по их убеждению, очевидное должно стать общеизвестным. Таким образом, Мастера не учат в строгом смысле этого слова, а всего лишь провозглашают то, что каждый человек знает инстинктивно, — универсальную истину.
4. В качестве руководства по личностному развитию они рекомендуют читать Махабхарату, Веды, Упанишады и Гиту. Изучение этих текстов способствует концентрации и послужит подготовкой к подлинной внутренней работе. Читать достаточно по нескольку стихов за раз. Мастера никогда не советуют читать всю книгу целиком, и сами часто изучают одно-единственное предложение в течение целого дня. Гиты содержат наставления, следуя которым индивидуум начнет воспринимать Бога таким, какой Он есть, и придет к пониманию истинного значения этого восприятия.
5. Человеку не дано познать Бога до тех пор, пока он сам не переживет в себе Его реализацию. «Никто из человеков не знает, что в Боге, кроме духа Божьего, который раскрывает в человеке Бога»*. Чтобы познать внутреннюю — или, как ее иногда называют, тайную — доктрину, индивидуум должен проделать определенную подготовительную работу. Ему предстоит приучить свой разум улавливать то, что кроется за словами священных текстов, ибо в этом и состоит внутренняя работа и внутренняя доктрина. Аналогичным образом нужно сначала изучить цифры, чтобы в дальнейшем понять законы математики. Когда человек приобретет способность познавать внутреннее содержание учений Гиты, Библии или любой другой священной книги, он будет готов к исследованию собственной природы, поиску истинного смысла своего бытия. Человек есть не материальное тело, но внутреннее «я», существующее посредством физического организма. Внутренняя работа состоит в обретении истинного «Я» — Божественного «Я».
6. В наши дни многие традиционные религиозные системы продолжают упорствовать в заблуждении, рассматривая Бога как образ и подобие человека, а не наоборот. Человек для них физическое существо, а не то, что стоит за физической сферой, то есть внутреннее «я». Истина же в том, что человек есть образ и подобие Божье.
7. Если Бог — сумма всех вещей, видимых и невидимых, Бесконечное Единство, то и образ Божий включает в себя всю полноту времени и пространства, ибо нет ничего, кроме Бога. Человек может быть сотворен только в Его образе, внутри Его образа, поскольку не может быть ничего вне Бога. Он пребывает в образе Бога подобно тому, как ваши мысли существуют внутри вас как неотъемлемая часть вашего разума. Человек не просто создан в образе Господа и заключен в Его всеобъят-ность, но и сотворен из самой Божьей природы, единосущен ей. Если Бог — причина, то Он же проявляется в следствии. Причина и следствие едины. Разве может мысль существовать отдельно от разума, а разум — отдельно от мысли?
8. Когда человек достигает внутреннего единства, он возвращается в Божественное состояние. Ему все дается без усилий. Он Бог. Это и есть единство Принципа. Именно материальная природа иллюзии является источником всех наших жизненных трудностей и раздоров. Когда в человеке совершается полное воссоединение Принципа, он возносится над косным миром овеществления, потому что знает его сущность. Существует чистое воплощение Бога, и оно не имеет ничего общего с материей, с ограниченным миром овеществления. Воплощение Бога — состояние сознания, в котором во всей своей полноте выражен Принцип. И в этом состоянии нет и
тени разделения или ограничения. Оно подобно лучу света среди бессчетного множества других лучей, все вместе они образуют свет, но светом ЯВЛЯЕТСЯ и каждый из них.
9. Утверждение «Я Бог», подкрепленное пониманием его подлинного смысла, способно исцелять любые состояния. Если эти слова вам понятны, и вы не принимаете ничего, кроме этой Истины, в мире будет проявляться исключительно Истина. Когда вы лечите себя или ближнего, вы испытываете и провозглашаете вечное Единство с Богом. Тогда без малейшего промедления происходит нисхождение Света — света Истины, — и таким образом мы узнаём, что в нас или любом другом человеке осуществилось единство. Свершилось. На нас снисходит Свет Христов, Христов Принцип.
10. Это полностью опровергает теорию, будто бы необходимо проводить какую-то особую работу над железами, телесными центрами, телом в целом, иными словами, лечить заболевание, как вы это называете. Как только в нас осуществится фундаментальное Единство, вся физическая, телесная сфера придет в соответствие с Духом. Когда мы достигаем этого состояния, наши железы и вообще все функции приходят в гармонию, каждый атом тела начинает действовать в абсолютном согласии с Духом. Все это осуществляется благодаря Духу, Дух стимулирует и ускоряет этот процесс. Не удастся привести телесные функции в согласие с Духом посредством умственной работы, ибо Дух стоит над разумом, как небо простирается высоко над землей.
11. Десять заповедей вовсе не являются воплощенным законом Бога. Моисей пытался установить правила сознательного и нравственного поведения, однако такое поведение невозможно вне закона Духа, и действие Духа необходимо признать как единственный регулирующий закон. «Если ты следуешь закону, то не совершишь этого» — таков изначальный смысл библейского высказывания, однако переведено «не совершай». Если вы существуете в рамках закона гармонии, ваши поступки не вызывают диссонанса, однако само по себе воздержание от привнесения в мир диссонанса не приведет вас к закону гармонии. Не творить диссонанс — значит ничего не делать вовсе, и понятно, что в таком бездействии не рождается музыка, не выражается гармония. Каков закон, таковы и результаты его активного исполнения. Жизнь есть действие, динамика, а не статика. Жить — значит вершить истину, а не просто воздерживаться от поступков, что ей противоречат.
12. Подчиняя свою жизнь Закону, вы автоматически отказываетесь совершать действия, которые он не предусматривает. Соблюдая закон, вы воздерживаетесь от определенных поступков, однако совсем не обязательно, что, отказываясь от них, вы исполняете Закон, а не следуете своим собственным воззрениям. «Не делай» — таким был закон Моисея*. Его Десять заповедей были эманациями Сефирот Древа Жизни. Он скрыл это от народа и лишь священникам сообщил истинный смысл этих предписаний, изложив его в Талмуде.
13. Согласно Писанию, Бог обращался к Моисею «громким голосом», но это не значит, что Его голос звучал. Господь явил собой «голос смысла». Именно об этом и говорил Моисей. «Голос смысла» не есть «звучащий голос», между ними есть важное различие. «Голос смысла» представляет собой Единство и несет в себе истину о бытии. Он наделяет нас силой. Этот голос может быть совершенно бесшумным, мы бы назвали его беззвучным. Именно к этому мы и идем — к Беззвучию смысла. Смысл освободится от посторонних звуков, шум больше не будет отвлекать наше внимание, ибо мы пребудем в Голосе Смысла, в чистом источнике.
14. Исполненность смыслом есть Единство, и когда Бог говорит голосом смысла, Он говорит всей целостностью Своего бытия. Это сродни тем случаям, когда мы отзываемся о том или ином человеке: «Он вложил в свои слова всю душу». Когда пробуждается и приводится в действие человеческая природа во всей ее полноте, тогда, и только тогда, голос становится смыслом, смыслом исполняется сказанное. Мы говорим не какой-то частью своего существа, не разделением, но абсолютным единством. Обращенные к Моисею слова «Я семь то, что Я есмь, и нет других, кроме меня» Господь изрек «голосом смысла», ибо Он ничего не исключал из высказывания, но проявил Себя в них как единое Целое. Это особенно поучительно на фоне отвергнутой психологической концепции, рассматривающей разум как механизм, который можно разъять на множество отдельных составляющих. Следствие таких представлений — гипноз неосмысленности. Чем сильнее разделен разум, тем менее осмысленным он становится. Понаблюдайте за людьми, чей разум склонен к такому раздельному функционированию, и вы увидите, что их внимание мечется от одного к другому, а ум поглощен одной-единственной операцией. Эти люди действуют крайне неосмысленно, чем подвергают опасности не только себя, но и тех, кто за ними следует, ибо ведут прямой дорогой к смятению. Возможно, было бы неплохо набрать среди них множество сторонников: легко быть пастырем для людей с несамостоятельным мышлением. Но это сразу же станет огромным ограничением для всех, и особенно для того, кто таким образом вводит народ в заблуждение. Осмысленность — это целостность, Единство. Слова «Я Бог», произнесенные с осознанием своего единства с Вселенной, с осознанием себя как центра Вселенной, как силы, действующей в соответствии с Целым и внутри него, — вот единственное по-настоящему осмысленное утверждение, ибо оно цельно. Любая система устойчива, только когда едина, и человек устойчив, только когда представляет собой абсолютное единство с Принципом и в Принципе.
15. В нашем развитии мы не можем остановиться ни на традиционных, ни на метафизических системах и организациях, поскольку все они разобщены и ограничены, а их учения так или иначе связаны с идеей разделения. Все они не более чем этапы на пути самопознания. Мы не сможем остановиться ни на одном из них, не впадая в традиционные предрассудки, которые препятствуют дальнейшему прогрессу и должны быть преодолены.
16. Именно здесь многие люди начинают путаться в утверждениях и отрицаниях. Этот самый вопрос становится источником путаницы и для приверженцев современных философских направлений, когда они начинают отрицать. Они вводят себя в состояние, которое является лишь иллюзорным воздействием со стороны их собственной психики, и называют его зловредным животным магнетизмом. И закрепляя это состояние повторением, они подвергаются психическим влияниям снова и снова.
17. Человек действительно поступает неправильно, когда отрицает. Отрицание отделяет нас от Духа, так как мы перестаем считаться с тем, что, по нашему мнению, «не есть дух». Но Дух не разделен в себе. Разделение присутствует только в индивидууме, в результате чего он погружается в сферу психического, или чувственного. Все чувственные явления Моисей расценивал как отделенность от Духа. Очевидно, проблема традиционных церквей связана с тем, что они допускают разделение. Они создали на небесах огромный образ и назвали его Богом. С ними связано и определенное психическое явление: слыша свой внутренний голос, опосредованный психическими воздействиями, приверженцы этих учений верят, что это Бог обращается к ним с неба. Но голос Господа говорит в сердце человека, как учил Иисус. Бог — наш внутренний Отец.
18. Отрицая ограничение — сатану, — Христос не утверждал, что его не существует, он просто освобождал свой разум от этого абсолютно ложного представления. Он не придавал ему совершенно никакого значения.
19. Говоря о разделении неба и земли, Моисей, очевидно, подразумевал под землей внешнюю сферу. И в санскрите слово «земля» обозначает внешнее состояние. Это разделение предстоит преодолеть, а преодолевается оно исключительно в мышлении. Моисей имел в виду, что небо и земля всегда должны быть целостны и Едины. Он освободил свой разум от мыслей о земном и обрел Единое понимание Принципа. Пророк твердо знал, что форма есть абсолютное воплощение Духа.
20. Именно эту мысль пытался высказать Иов, когда говорил: «И во плоти моей узрю Бога». Эта идея выражена и в Упанишадах. Постигайте «Я» Христово во всем сущем, в разобщенном физическом теле прозревайте подлинную реальность. Тело есть чистая и лучезарная духовная субстанция, и эти свойства проявятся в нем, как только на смену представлениям о его материальности придет понимание истины, что плоть в своем естественном состоянии есть сияющий свет Бога, через который и посредством которого Он проявляет свое духовное совершенство.
21. Плоть не нужно одухотворять, она уже является проявленным духом, так же как вода представляет собой кислород II водород в их проявленной форме. Вода едина в своем пер-ноисточнике и с ним, единосущна ему. Отделите водород от кислорода — и вода прекратит свое существование как тако-иая. Точно так же и «ваше тело — храм Бога живаго»*. Плоть, иоссоединившись со своим первоначалом, становится чистой ч совершенной, подобно сияющему свету, Свету, который существовал от начала времен, из которого соткано все сущее, '['ело кажется чем-то иным в результате затуманенного восприятия, что стало преградой между плотью и ее истинным первоисточником. Тело — храм Бога живого — превратилось к вертеп разбойников, отнявших у него истинный принцип, на котором держится его бытие.
22. Смысл слов молитвы Господней «Отче наш, сущий на небесах» вовсе не в том, что небеса находятся где-то в другом месте. Иисус вкладывал в это слово то, что оно означает на санскрите, — вездесущий внутренний покой и гармонию. Это и есть небеса в их подлинной сути. Царство Небесное вокруг вас. В молитве Господней есть скрытый смысл, который невозможно передать иначе как из уст в уста. Если человек постигнет этот смысл, он пребудет в Царстве Небесном. Для этого нам придется отказаться от того, что мы привыкли называть собственным «я», и принять «Я» духовное, которое являет собой единственную подлинную реальность, ибо нет других «Я», кроме него. Тот, кто обрел духовное «Я», встает на стезю вознесения всего бытия к Духу. Такой человек знает, что он Бог.
23. Многим трудно это понять, поскольку они воспринимают себя через призму сознательной мысли. Подобные мысли надо отбросить. Для того чтобы рассудок постиг эту истину, необходимо, чтобы разум Христа всецело стал абсолютным разумом индивидуума, ибо тогда человеческий рассудок окажется включен в разум Христа. Нужно отринуть все наполняющие наше сознание мысли, которые противоречат Истине. Это и имел в виду Христос, когда призывал: «Отвер-гнись себя». Отвергните свое самомнение и примите себя такими, какие вы есть в абсолютном взаимодействии с целым. Это значит отказаться от всего внешнего в пользу архитектурного замысла, лежащего в его основе. Разум Христа — всегда разум Бога.
24. Как только любой человек обретет истинное знание Бога, его усилия сразу же увенчаются успехом. Его труд завершается, если он пребывает в абсолютном единстве с Богом. «Свершилось!» — сказал Иисус и приступил к новым свершениям. Если мы осознаем совершенство, мы сами становимся совершенством. И нам не нужно других знаний. Все это Бог, если вам угодно так выразиться.
25. Именно поэтому люди не приняли Христа две тысячи лет назад- То, что Он провозглашал себя Богом, его современники расценивали как «богохульство»; эти люди находились в плену гипноза и не могли постичь тайну его состояния — на самом деле естественного состояния каждого человека. Вот и все, в чем они его обвиняли. Когда мы выступаем с таким же заявлением перед людьми, закосневшими в невежестве относительно истинного, естественного состояния всего творения, они упрекают нас в богохульстве, так же как два тысячелетия назад упрекали Христа. Но какое нам до этого дело? Пока мы озабочены тем, что о нас подумают другие, мы так и будем пребывать во власти гипнотических чар земли. Однако тот, кто достиг пробуждения, никогда не скажет «Я Есмь Бог» в окружении профанов. «Я Бог» помимо прочего означает «я молчу».
26. Попытка представить Бога как Троицу есть следствие идеи о внутреннем разделении Единства. Сведение всех элементов в единое Целое, единую испускаемую энергию, в результате дает единство трех в одном — Троицу, или Триединство, как единственный атрибут Бытия. Троица — это Святой Дух, Дух Созидания, Единое «Я» как всеобъемлющее действие. В тот самый момент, когда мы возносим нашу мысль к Святому Духу, мы вверяем наше существо действующему Духу Созидания. Все бытие развивается как единое целое. Когда на вас снисходит Святой Дух, вы приходите к осознанию, что все, происходящее как во внутреннем, так и во внешнем мире, есть всеобъемлющее действие Принципа во всей его полноте без малейшего намека на разделение или отклонение. Это ЕДИНОЕ действие.
27. Против Святого Духа невозможно по-настоящему согрешить. В оригинальном тексте мы не найдем ни слова об искуплении греха. Человек сам совершает поступки, которые называет грехами, сам же и отпускает себе грехи. Сыну человеческому на земле дана такая власть — прощать прегрешения. Но человек не способен согрешить против Святого Духа, ибо не в его силах разделить неделимое, разграничить всеобъемлющее действие Единого. Ему только кажется, что он это делает. Отсюда и происходит право помазанника Божия. Если монарх является помазанником Божьим, то он просто не в состоянии совершить ошибку, не способен на ошибку и сам человек, носящий королевский титул. Это касается не только отдельных правителей или правящих династий, но и любого человека, управляющего собой. Если он руководит собой, он становится Монархом. Каждый человек — Монарх, если он знает, что он Бог, и использует свою Божественную Власть, чтобы подчинить каждый аспект своего существа Единой идее.
28. Ошибочно считать, что, когда Бог говорит с определенным индивидуумом или группой людей, Он обращается исключительно к этому человеку или сообществу. То, что Господь сообщает одному человеку или одному народу, Он сообщает всему человечеству, ибо все люди и все народы — Его единосущные творения и перед Богом все равны. Однако человечество придерживалось этого ложного представления, и в результате обособленные общности превратились в нации. По мнению американского богослова Лаймена Эббота, традиционные церкви, сея рознь, ведут цивилизацию главным образом к регрессу. Первый шаг к раскрытию Бога состоит в том, чтобы всмотреться в свет, испускаемый самим вашим существом — и существом любого другого человека, ибо свет ЕДИН — свет, через который Господь проявляет себя равным образом во всех своих творениях, ни для кого не делая исключения. Как только вам удастся направить взор на этот свет, вы обретете абсолютное сознание — Божественное Сознание, — в котором невозможно никакое разделение. Без ощущения разобщенности не может быть разделения ни в вере, ни в народе, ни в расе, а следовательно, не будет распрей и войны.
29. В книге «Жизнь и Учение Мастеров Дальнего Востока» описан случай, когда Эмиль разнял дерущихся шакалов, которые не могли поделить между собой найденную падаль*. И тогда между животными воцарилась абсолютная гармония, каждый хищник поедал свою долю добычи. «Это совершила не личность человека, которого вы видите перед собой, но Божественное "Я"», — сказал Эмиль. Если освободиться от страха перед животным и задействовать Божественное «Я», тогда наступит мир и гармония, — вот что он имел в виду.
30. Этим объясняется и тот случай, когда мы проходили сквозь огонь". Впоследствии Мастера сказали, что тогда мы повысили наши вибрации до такого уровня, когда они не вступают в диссонанс с вибрациями огня. Между ними установилась совершенная гармония, они пришли в единство. Мы отчетливо видели, что пламя бушует вокруг нас, однако не ощущали ни жара, ни дискомфорта. Наши одежды даже не обгорели. Совсем недавно в Лондоне молодой индийский йог повторил этот опыт под тщательным наблюдением ученых. Фотоснимки этого события были продемонстрированы в Америке в кинохронике, а известный обозреватель Эдвин С. Хилл подготовил довольно подробный комментарий. Экземпляры этого текста были разосланы в качестве пособия сотне учителей, обучающих настоящим урокам.
31. Жизнь Мастеров — не что иное, как жизнь Бога. «Жизнь есть Свет» — таково их неизменное утверждение. «Когда мы испускаем свет, исходит жизнь». Ведя такую Жизнь, вы обретаете Знание, и это знание абсолютно. И речь идет не об аскетизме или отшельничестве, но о гармонии Жизни и Света, их единстве.
32. Каждый человек может разорвать узы обстоятельств, имеющих небожественную природу, просто не обращая на них никакого внимания. Этому мы учимся с самого детства. Когда в окружающий нас мир вторгался диссонанс, мы полностью освобождали от него свой разум. Мастера могут порой месяцами обходиться без пищи. Они не зависят от нее. Но в отсутствие материальной пищи Мастера питаются праной — духовной субстанцией, которой наполнено все вокруг. Они поглощают субстанцию праны, и она усваивается, непосредственно обеспечивая поддержание всех функций организма. Праной питаются и растения, и человек, употребляя в пищу их плоды, также поглощает эту духовную субстанцию. Но он способен впитывать прану напрямую из окружающей среды, причем даже быстрее, чем растения, — стоит только захотеть.
33. Со стороны западного мира было бы весьма неразумно отвергать Библию в пользу Бхагавад-Гиты. Библия имеет огромное значение для нас, людей Запада, именно потому, что Бхагавад-Гита недоступна для нашего понимания. Однако для Востока нет ничего лучше последней. Но и западный человек сможет извлечь пользу из чтения Бхагавад-Гиты, поскольку тем самым он избежит необходимости продираться через фольклорные нагромождения и ошибки перевода библейского текста. Бхагавад-Гита устранила все эти проблемы. И как правило, в философии Веданты наилучшим образом отражено учение Мастеров. При чтении Вед у многих людей проясняется мышление, они обретают способность усвоить эти идеи. И тогда они смогут приступить к изучению ведической доктрины.
34. Причина трудностей людей Запада в постижении духовной сферы заключается в том, что их сознание всегда уклонялось от Принципа, потому что не понимало его истинного значения. Более того, западные люди впали в заблуждение, разделив учение своих философов, которые рассматривали Принцип как неизвестную величину. Что есть Принцип, знает Разум Мастера, но и мы способны познать Принцип и постичь его смысл. Нам необходимо осознать Цель, к которой мы движемся, иначе мы вовсе не сдвинемся с места.
35.  Если вы исполнены духа эгоизма, себялюбия, злого умысла, то путешествие в Индию не принесет вам никакой пользы, равно как и эти уроки, Библия, любой другой источник Истины. Истина несовместима с такими умонастроениями. С чем вы приедете в Индию, с тем и вернетесь оттуда. Впрочем, речь идет вовсе не о поездке в Индию, а о непрерывном, вечном состоянии, которое вы можете обрести.
36. Речь идет не о поездке в Индию, не об изучении Библии или Бхагавад-Гиты. Задача в том, чтобы освободиться от всех заблуждений, которые заполонили человеческий разум и ввергли его в смятение, и, изучая Библию или другие священные тексты, индивидуум может пережить значительный духовный подъем. Мы начинаем замечать, что обычно извлекаем из Библии только то, что сами в нее вкладываем. Само намерение постичь подлинный смысл этой книги поможет в той или иной мере раскрыть ее тайны. Так же нужно относиться к изучению и Бхагавад-Гиты, и любых других книг. И конечно, в Библии нет ничего, что не было бы освещено в Бхагавад-Гите, Махабхарате и Ведах: именно эти тексты являются первоисточником Библии.


                                                                       Для учителей


Параграфы 1 и 2. Пожалуй, для среднего человека наибольшую трудность представляет осознание того, что Бог является великой Универсальной Схемой творения, и учителю следует сделать на этом особый упор, чтобы ученик пришел к глубокому пониманию данного основополагающего факта жизни. Личность есть индивидуальная идентичность, тогда как Бог — идентичность Универсальная, а Вселенная — единая сознающая идентичность, полная сумма сознания, силы, любви, жизни и субстанции.
Параграф 3. Полное Единение с Универсальной системой для человека неизбежно, ибо он ее часть. Являясь порождением этой системы, он несет в себе потенциальные возможности Вселенной, и каким бы именем индивидуум ни называл ее, он сам не может не носить это же имя. Один луч света — такой же подлинный свет, как десяток, миллион, миллиард лучей, как все лучи, что есть во Вселенной.
Параграфы 4 и 5. Ключ к просветлению заключается не в том, чему человек учится, но как учится; знать не о вещи, но саму вещь — вот в чем существенная разница. Классифицировать семена, описывать их размер, форму, цвет и плотность, пытаясь через это познать Природу, — это то же самое, что просто читать описание Бога в надежде познать Его. Познавать природу — значит познавать ее во всей ее полноте, видеть ее становление со всех сторон и в той или иной степени чувствовать силу, стоящую за этим процессом. Человек должен хранить молчание и постигать Бога аналогичным образом — отбросить все описания и начать «ощущать Его», если он желает познать близость, силу, мудрость и сущность, что вечно действуют в самом его существе. Это и есть внутренняя, или тайная, доктрина.
То же касается параграфов 6 и 7.
Параграфы 8,9 и 10. Если Бог есть ВСЁ, а человек создан по Его образу и подобию, индивидуум может духовно расти не иначе как расширив свое сознание, дабы осмыслить величие своего естественного состояния. Воистину, он ничего не добивается, а только лишь раскрывает то, что уже существует. Вопрос в том, станет ли он понемногу познавать самого себя или же с самого начала постигнет исходный факт бытия. Во все времена мудрецы утверждали, что верный путь — второй. Слова «Разве не знаете, что вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы» призывают человека вернуться к своему первоначалу — совершенству в Боге и с Богом.
Параграфы 11 и 12. Если человек находится в определенном состоянии сознания, он не способен совершить поступок, противоречащий данному состоянию. С другой стороны, отказавшись от некоторой линии поведения, он не придет в противоположное состояние сознания автоматически. Действие, а не бездействие ведет к положительному результату. Неплохо, если, не ведая Истины, вы воздерживаетесь от ошибочных поступков, но эта практика не ведет к просветлению. Если вы не испытываете счастья, вы и не обретете его, просто стараясь не выказывать печаль. В то же время, если вы счастливы, вы не станете поступать и выглядеть подобно тому, кто несчастлив. Это можно проиллюстрировать самыми разными примерами.
Параграфы 13 и 14. Осмысленность заключается в целостности, в абсолютном единстве. В осмысленности нет разделения. Осмысленная конструкция моста — структура, созданная из множества взаимосвязанных элементов, составляющих единое целое. Вам бы не показалось осмысленным сооружение, состоящее из разрозненных деталей. Осмысленность — синоним целостности. Голос смысла в данном случае подобен «здравому уму», упомянутому в предыдущей главе, когда речь шла о действии Единого сознания. Человек не будет разумным, осмысляющим индивидуумом, если он рассматривает себя как разделенное существо, его ум не является здравым, если разделен в своем действии, его речи не осмысленны, если он изрекает лишь частичную Истину. Истина — вот верное суждение о Боге, ибо Бог есть все сущее и Бог Един.
Параграф 15. Порой люди какой-либо группы, нации или расы выделяют себя как особенный, избранный Богом народ, который находится ближе к Богу, чем другие народы, и пользуется особой Божьей благосклонностью. Эти люди неразумны, а их доктрины всегда лишены смысла. Перед Богом все равны, Он проявляется во всех Своих творениях, в Нем пребывают все без исключения. Не может быть, чтобы один человек был избран Господом, а другой — нет. Все люди — Его творения, и, следовательно, они все — Его избранники. Каждый человек есть проявление Бога, так же как любое растение — проявление природы. Люди равны, и степень внешнего равенства зависит от того, насколько мы осознаем универсальный Факт — и становимся его воплощением.
Параграфы 16,17,18 и 19. Путь к прогрессу лежит не через отрицание, но через непрерывное возвращение всех вещей к их Первоначалу. Когда вещи приходят в единство с Источником их бытия, в них начинает проявляться его подобие, а все чуждые ему явления исчезают, как исчезает невежество перед лицом знания, тьма пред лицом света. Обратиться к факту — значит развеять фантазии. Опираться на фантазию — значит опираться на ничто и не достичь никаких результатов. Чтобы чего-то добиться, нужно опираться на нечто реальное. Из ничто нельзя сделать нечто.
Параграфы 20 и 21. Независимо от того, сияет ваше лицо от счастья или мрачно как туча, оно остается вашим лицом, просто оно по-разному выглядит, неся на себе печать различных влияний. Точно так же и плоть является проявлением духовной субстанции — поврежденной или невредимой. Изменить нужно лишь влияние, которое определяет состояние тела. Когда сознание расширяется и приходит в свое естественное состояние — состояние Знания всеохватности и единства Бога, — плоть автоматически становится его воплощением. Так она вновь обретает свою истинную природу, преображаясь в лучистую Субстанцию слова Божьего.
Параграфы 22 и 23. Царство реальности вокруг нас, и все, что от нас требуется, чтобы войти в него, — отбросить представления о нем как о некоем отдаленном месте. Бог пребывает внутри человека, с ним, вокруг него, и сам человек включен в Его всеохватность. Человеку остается только принять Божью всеохватность и жить в гармонии с ней, тогда она начнет открываться ему.
Параграфы 24 и 25. Причины едины со следствиями, и познать истину — значит немедленно обрести свободу. Познать Бога как здоровье — значит тут же обрести исцеление. Познать Бога как источник блага — значит получить это благо, ибо одно предполагает или предусматривает другое. Между ними не может быть разделения.
Параграф 26. Нужно прийти к осознанию, что мы стоим на пути, который ведет нас к Отчему дому, а не уводит прочь от него. Мы движемся к единству, а не к разделению. «Господь Бог наш есть Господь единый» — вот песня души, идущей к своему истинному дому.
Параграф 27. Заключительная часть урока вряд ли требует пояснений, но ее можно дополнить и подкрепить примерами в зависимости от желания и настроения руководителя. Главная задача урока в целом — освободить ученика от устоявшихся представлений, которые привели его к ощущению разобщенности, и вернуть его к осознанию Единства с Универсальным Целым, своего подобия Целому, к осознанию того факта, что для него открыто все сущее в Бескрайнем Космосе.


Глава 8.   ЧЕЛОВЕК


1. Как в предыдущей главе было невозможно рассматривать природу Бога в отрыве от человека, так и в данном уроке мы не сможем говорить о человеке без дальнейшего изучения Бога. Из одного проистекает другое, человек и Бог неразрывно связаны друг с другом. Не бывает короля без королевства и королевства без короля. Нельзя и вообразить творца без творения и, конечно же, творение без творца. Они не что иное, как две стороны Единого, и без одного нет другого. Таким образом, человек — неотъемлемая часть Универсального целого.
2. Согласно учению Мастеров, человек пребывает в своем истинном состоянии, в непрерывном действии, и через него функционирует и проявляется Принцип. Нередко Мастера утверждают: «Человек воплощает Бога, Человек становится Богом, подлинным Идеалом Совершенства; Бог избирателен, но абсолютно универсален». Избирательность Бога проявляется исключительно в человеческом мышлении. Мастера неизменно придерживаются мнения, что человек должен совершать выбор, но он никоим образом не может вынести область выбора за пределы Целого, за пределы всеохватывающего Принципа, или Духа. И это, разумеется, означает, что человек никогда не отпадает от своего подлинного Бытия, своих истинных корней. Человек сам является определяющим фактором своей жизни, и этот фактор неизменно пребывает в абсолютном, неразрывном единстве с Принципом и не зависит ни от чего, кроме Принципа.
3.  Человек никогда не станет полностью независимым организмом, ибо он находится в неразрывном единстве с целым. Разве может человек изъять себя из бесконечного? Обособленность индивидуума — не более чем плод его воображения, который и служит единственным источником ограничений. Это всего лишь иллюзия. Свободная воля, или право выбора, не простирается за пределы человеческого воображения, поскольку человек всегда един с источником своего бытия и в нем. Все, что нужно, — освободиться от напрасных фантазий и примириться с неизбежным, и тогда индивидуум сразу займет свое законное место в Универсальной системе. Монаршество человека заключается лишь в том, что он наделен привилегией исполнять законы Царства, и любой правитель, пренебрегающий законами своего государства, недолго продержится у власти. Правление короля регулируется законами королевства, которые в свою очередь являются элементами единой системы и неизменно подчиняются единому верховному закону. Государство лишь тогда пребывает в гармонии и единстве, когда оно связано законом.
4. Человек триедин, и его триединство никогда не разделяется, он всегда представляет собой единое целое. Если вы познаете Человека, вам станут понятны все его атрибуты. Об этом было известно древним грекам и нашло отображение в их призыве «познать себя». Скорее всего, мы, еще не начали познавать себя, свою значимость, свою Божественную природу. Божественность Человека, безусловно, заключается в его единстве с целым, в ясном понимании всего сущего, в том, что он и ЕСТЬ проявление всего сущего.
5. Треугольник можно построить, только когда три линии — три его стороны — стали единым целым. Если их не соединить, они так и останутся просто тремя линиями, но никак не триединством. Троица заключается в единстве, и единство этих трех линий есть троица. Задача человека — вовсе не препарировать свою природу, чтобы обнаружить в себе триединство: так он не добьется ничего, кроме разделения. Человек возвращается в Отчий дом, и, чтобы двигаться к этой цели, ему нужно осознать себя как единое целое и как неотъемлемую часть Универсальной схемы.
6. Человек всегда способен развить свое сознание до уровня Богоподобия. Это первое, на чем было основано Право Помазанника Божьего. Монарху не престало превозносить себя как единственного Божественного Правителя. Божественным Правителем, наделенным монаршей властью, станет каждый представитель человечества, но при условии, что он исполнен Любовью, которая проявляется в Служении ближнему. Человек, пребывающий в Единстве со своей Божественной природой, неизменно находится в Служении. Он никогда не превозносит себя над другими. Эгоизм же ведет к саморазрушению. Индивидуум не может долго оставаться эгоистом. Царство человека возводится на фундаменте чувства единства с целым, а эгоизм зиждется на восприятии себя как обособленного эго, замкнутого в себе и живущего для себя. Таким образом, эгоизм является величайшим нарушением естественного закона человеческого бытия и ведет к катастрофическим последствиям.
7. В переводе Библии допущена ошибка — там, где говорится, что человек создан по образу Божьему. Предлог «по» следует опустить, и получится: «Человек есть образ Божий». В оригинале нет слова «по». Здесь-то мы и увидим воочию главную проблему традиционных религиозных представлений. Их приверженцы пытаются лепить Бога по образу человека, и тем самым они создали нечто, недоступное человеческому пониманию. Человек способен понять себя; представляя же Бога как индивидуума, такого же, как он сам, но в увеличенном масштабе, он никогда не сумеет постичь истинных взаимоотношений между собой и своим первоисточником. Но если человек рассматривает себя как индивидуализированное универсальное, проявление на личностном плане того, чем является Бог на плане универсальном, тогда он сможет осмыслить Его природу. Если мы отбросим предлог «по», человек станет подобием Бога. «Я Бог» — великие слова. Они полностью соответствуют человеческой природе. В старом санскрите слова «образ» и «подобие» означают «точное соответствие». Название и сущность причины и следствия всегда равнозначны, ибо одно, по сути, является двойником другого. Действие причины есть бытие и форма следствия.
8. У кого-то возникнет закономерный вопрос: если все это правда, тогда почему Иисус всегда говорил: «Я сын Божий», а не «Я Бог»? Но это только одно из его высказываний. Он говорил: «Я и Отец мой едины». Переводчики не смогли понять предложение «Вы Боги, когда являете Бога, поэтому я вам являю Его» и полностью его опустили. Помимо этого, Он говорил: «Видевший меня видел Отца — Бога».
9. Следует помнить, что в древности имя «Я Есмь Бог» нельзя было произносить вслух. Согласно существовавшему тогда учению, эти слова не должны звучать. Человек проговаривал их в тишине своей души, и единственным их внешним выражением было естественное излучение силы, власти и совершенства, испускаемое этим внутренним тайным утверждением. «Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно», — вот в чем смысл этой практики. Это Беззвучное имя Беззвучного бытия Бога, внутреннего и универсального факта всего творения. В предыдущей беседе мы отметили, что у слов «Я Есмь Бог» есть еще одно значение — «Я храню молчание». «Я Бог» — так человеческая природа молчаливо свидетельствует об Универсальном факте. Это имя, скрытое в имени Иисуса Христа, тайное имя каждого дышащего человека и имя Дыхания.
10. Произносить такие слова вслух считалось кощунством, и современники Христа, слушая Его речи, пришли к выводу, что Он называет себя этим непроизносимым ИМЕНЕМ. По-своему истолковав слова Спасителя, они осудили его. Однако Он соблюдал завет мистиков, и хотя многие Его утверждения имели именно это значение — «Я Бог», — Он никогда не произносил таких слов. «Ты сказал», «Я Есмь», «видевший меня видел Отца» — все эти утверждения указывали на этот факт, но что бы ни сказал он в сердце Своем, никто никогда не слышал от Него слов «Я Бог». Суть учения в том, что человек сам ЕСТЬ слово, и его присутствие во Вселенной само по себе является устным свидетельством и не требует произнесения. В начале было Слово — слово стало плотью, и когда человек появляется в тварном мире, он ЕСТЬ это слово, не облеченное в звуки и слоги, ибо он неизменно представляет собой завершенное слово. Если Я ЕСМЬ нечто, его живое воплощение, это само собой очевидно и больше не требует никакого выражения. Все, что бы вы ни произнесли в этом сознании, есть власть Вселенной, и ее речам дана всякая власть на небе и на земле.
11. Этот смысл заложен в Его утверждении «Прежде нежели был Авраам, Я есмь», поскольку человек, как облеченный в форму аспект универсального Божьего бытия, всегда был и всегда будет Богом. Христос отсылает к закону Авраама на санскрите: А-Брахма* — свет — Бог. После Авраама пришли Давид-светоносец, и тот, кто нес Свет всему человечеству, и Мария, Наставница Принципа Созидания. Все это восходит к А-Брахме, то есть Младенцу Иисусу, Единству всех сил, призванному явить миру Идеал Христа: человек есть Бог.
12. Не следует разграничивать человека Универсального и человека индивидуального. Это все равно что разграничивать центр сферы и ее поверхность. Из этого и проистекает большинство жизненных неприятностей. Человека невозможно разделить. Человек есть Единство, Единство с Богом. «Я и Отец мой едины» — вот истинное утверждение Иисуса, и Он развил его, сказав: «Когда молитесь, молитесь Христу Богу; и себя считайте Христом».
13. Мастера никогда не говорят о Боге и человеке. Бог и человек для них всегда едины и ни при каких условиях не могут быть отделены друг от друга. Священник не может существовать отдельно от паствы. Священник и паства — единое целое.
14. Гексли, Дарвин и подобные им ученые открыли множество фактов относительно смертного человека и попытались вывести его происхождение из животного мира в надежде опровергнуть теорию креационизма. Мастера же убеждены в том, что человек имеет Божественную природу, Божественное происхождение и не при каких условиях не может быть отделен от своего Божественного первоисточника. Дарвин, Гексли и другие эволюционисты опирались на отсутствие в мире какого бы то ни было Высшего Разума, именно поэтому их идеи потерпели крушение. Им не удалось довести свои взгляды до воссоединения с Принципом. «В созданную нами теорию все еще не укладывается некий Принцип, который остается для нас тайной», — сказал Дарвин. Не бывает следствия без причины, и невозможно понять следствие без размышления над причиной.
15. Вот почему Эмиль говорил с поистине детской непосредственностью: «Вы можете делать это так же легко, как и я». И именно ради этого Иисус совершил свое величайшее деяние — полностью отверг всякое самолюбие: «Дела, которые творю Я, и вы сотворите»*.
16. Когда человек является обособленной идентичностью, он не может ничего сотворить. «Я ничего не могу творить Сам от Себя», — говорил Иисус. Индивидуум, исполненный чувства обособленности, подобен трамваю без проводов. Он утратил связь с движущей силой — великой первопричиной всего проявления. Действие, которое являет собой причину, есть не только движущая сила, но и само следствие, и человек может оставаться «на ходу», исключительно поддерживая связь с тем, что им движет. «Отец, пребывающий во мне, Он творит дела». Причина всегда должна быть движущей силой следствия, ибо следствие не может продвигаться само.
17. В течение нашего путешествия мы встречались со многими народами, которые значительно отличаются друг от друга внешностью и обычаями. Мастера видели все их многообразие в свете единого сознания. Если бы мы сочли, что они различаются сознанием, мы бы сами отделили себя от Единого. Единственное их различие заключается в другом, ибо ими всеми движет один и тот же внутренний идеал — Христос, или «Я ЕСМЬ БОГ», каждого человека. С этой позиции нужно оценивать каждого человека, если мы хотим избавиться от различий во внешности. Когда внешним становится внутреннее, не может быть внешних различий, а следовательно, не может быть ни розни, ни алчности, ни войны. Есть много разных семян и луковиц, но когда они прорастают, становятся внешней формой, все они являют собой гармоничную Природу.
18. С этой точки зрения Мастера рассматривают и реинкарнацию. По их словам, она не объективная необходимость, а только следствие человеческих представлений. Если в центре комнаты есть круг света, то вы войдете в него быстрее всего, направившись прямо к нему, — учат Мастера. Зачем описывать вокруг него круг за кругом? Если вы шагнете прямо к этому свету, войдете в него, станете его воплощением, вы положите конец реинкарнации и закону кармы. Только неспособность человека идти прямым путем к центру, или факту жизни, удерживает его в «неостановимом мельничном колесе». Если же индивидуум признает этот центральный факт, свет, озаряющий каждого приходящего в мир человека, он сразу войдет в этот свет и покончит с бесконечным хождением по кругу.
19. Все эти великие проблемы бытия, терзающие разум человека, будут решены, как только он начнет жить жизнью Мастеров или жизнью своего собственного Мастерства, истинного внутреннего «Я». Иисус твердил, что Истина освобождает. Человек не избавится от ложного представления, что он не Бог, просто отвергая негативные утверждения. Из плена этого заблуждения его спасает утверждение «Я Бог», хранимое как сокровенный факт в сердце его внутренней природы. Всегда лучше придерживаться Истины, чем заблуждения.
20. Сама способность подвергнуть «Я ЕСМЬ» анализу является непосредственным духовным подтверждением нашей Божественной природы. Без нее мы бы не смогли исследовать «Я ЕСМЬ», и более того — нам это и не пришло бы в голову. Нужно только признать свою Божественную природу, отбросив все негативные мысли и утверждения о ней, прийти с ней в Единство. Анализ Божественной природы, как и стремление свести ее к формальности, не позволяют воссоединиться с ней. Даже в сфере производства изделие сначала изготавливают и только потом составляют его описание. Любые попытки проанализировать изделие прежде его создания, только укажут на невозможность такого анализа. Это справедливо в отношении наших достижений в материальном мире. Но насколько полезнее применять это рассуждение к тому, что находится всецело за пределами сложившейся системы человеческого рассудка! Никто не признавал, что самолет способен летать, пока он наконец не взмыл в воздух. Предварительный анализ указывал на невозможность полета, теперь же у нас есть масса объяснений, как и почему полет возможен. Сначала должны появиться факты, и лишь потом — их анализ и объяснение.
21. Если вы излишне осторожны и не вполне осознаете свою природу, может показаться, что вы держитесь за свою Божественную природу, будучи исполнены слепой веры, в чем нет необходимости. Но если вы станете полагаться на слепую веру полностью, то снова произведете разделение и не достигнете цели. Гораздо лучше сказать «я могу» и от этого сразу перейти к «Я ЕСМЬ». «Я могу» есть потенциальный факт, но «я есмь» — его осуществление в вашем сознании. «Я семь путь и истина и жизнь», — говорил Иисус. Вы никогда не станете
тем, чем не являетесь, как и не сможете не быть тем, что вы ЕСТЬ. Если вы способны стать чем-либо, значит, вы и ЕСТЬ оно. Речь идет не о том, чтобы стать, а о том, чтобы Быть. 11ринимая в тех или иных ситуациях или обстоятельствах установку «я не могу», вы тем самым признаете разделение. Иисус учил, что нельзя мириться с грехом, нельзя явить факт, (склонившись от него.
22.  Размышляя над предложением превратить камни в хлеба, Иисус осознал, что камни уже существуют и пребывают на плане проявления, и Ему уже не нужно превращать камни в хлеб: стоило Ему протянуть руку — и хлеб был в Его ладони. «То, чему должно быть, — ЕСТЬ», — учат Мастера. Если Христу нужен хлеб, Ему ни к чему задумываться о камнях. Он знал, что если есть потребность в хлебе, значит, хлеб уже претворен в жизнь и Ему остается только вознести за :>то хвалу.
23. Человек не смог бы испытывать потребность в том, что еще не претворено в жизнь. Понадобился бы вам воздух, если бы воздуха не существовало? Потребность указывает на факт, и человеку нужно всего лишь избавиться от ощущения потребности и принять обозначенный потребностью факт, который уже существует. То, что должно быть, уже есть. Сказанное справедливо и в отношении того, что мы считаем ограничениями физического тела. Это не более чем гипнотическое воздействие со стороны разума. Представления о геле совершенно не основаны на реальных фактах. Человек вызывает к жизни только ощущение материальности, но не материальное тело. «Смертное» тело есть тело гипнотическое, и как только индивидуум выходит из гипнотического сна, все пережитое в этом состоянии кажется ему кошмаром. Он пробуждается, чтобы больше не спать. Если человек испытывает потребность в лучистом духовном теле, свободном от ограничений, являющем собой блаженное Световое Тело, его извечную мечту, то эта потребность — не что иное, как предзнаменование его полного пробуждения. Мысль, потребность, желание — вот признаки того, что человек уже обрел искомое состояние, и ему остается сделать всего один шаг: осознать свое обретение. ИДЕАЛЬНОЕ состояние ЕСТЬ естественное состояние человека.
24. Тело не требует одухотворения. Оно духовно по своей природе, но человек, находясь в плену ложных представлений о нем, закрыл свой разум для его сияния и безграничности. Дух всегда остается Духом. Только человек творит материальность. Существует только одно тело — тело Духовное. Тело — «Храм Бога живаго», и Бог пребывает в нем. Считать тело материальным — значит отвергать Бога и осквернять Храм. Называя тело или любой другой истинный факт материальным, вы отвергаете Бога: вы чтите материю больше, чем Бога. Так вы и впадаете в гипнотическое состояние. Вы находитесь в гипнотическом сне, когда отвергаете Бога и когда видите тело материальным.
25. Тело — инструмент, который дан нам, чтобы явить Бога. Это величайшее из известных нам средств выражения Духа. Тело дано вам, чтобы непрестанно являть Бога. Не для того, чтобы являть материальность, или гипноз, или психизм, не для того, чтобы производить психические феномены, но для того, чтобы являть Дух. Каждый из нас — Бог. Мы не способны отделить свою природу от этого факта, и, отвергнув всякое разделение, мы полностью освободимся от всех обстоятельств материального мира и психических явлений. Именно так человек и приходит к познанию и пониманию Единого Принципа и Единой власти. В мире все Едино, Единая Власть, Единая Реальность. И любая вещь в мире существует и функционирует, повинуясь этой Единой Власти, Единому сущему, и руководствуясь законом Единого принципа. Единое невозможно исказить никакими ложными представлениями, оно действует Само Собой на Своем всеобъемлющем поприще.
26. Невозможно провести черту между индивидуальной душой и Душой Универсальной, или Верховной душой. Иными словами, нельзя разорвать Единство. Это было бы разделением Божьего Принципа, как говорил Иисус. Есть общее правило бытия каждого человека: он — один из элементов Универсальной совокупности. Существует индивидуальная идентичность, но вы, как и любое другое человеческое существо, являетесь элементом этой Универсальной совокупности. Все люди тождественны друг другу в общих для всех гармоничных условиях — в неизменной гармонии. Не отделение от общей гармонии, но единение с ней.
27. Богочеловек — гений, нисшедший Христос, человек, являющий Бога без условий и ограничений. Дети часто обнаруживают качество, которое мы привыкли называть гениальностью, только потому, что они еще не загипнотизированы представлением об ограничениях, пленившим умы окружающих взрослых. Если ребенку и впредь удастся избегать гипнотических чар, он останется гением — Божественным «Я» — на протяжении всего земного пути. Такие люди переживают не земное бытие, но свою универсальность, Личность Христа.
28. Быть Мастером, быть Личностью — вот наша великая работа на все времена. Мастера Востока неизменно утверждают, что в Америке живет никак не меньше 130 000 000 Мастеров. Это значит, что Мастером является каждый. Разумеется, это верно и для всего мира. Для них это общемировая истина. Каждый индивидуум — Мастер. Подтверждением тому служат даже человеческие ограничения: только Мастер способен сделать себя тем, чем он не является.
29. Величайшим проявлением Принципа является то, что в мире принято называть пришествием Аватара, или Спасителя. Когда человека славят возгласом: «Се, Царь грядет!»*, это значит, что он живет в точном соответствии с Принципом; приходит не некий сановник, но человек, живущий в соответствии с Принципом. Другие называют его Аватаром или гением. Но он всего лишь человек, взошедший на трон своего Царства, — совершить это потенциально способен каждый. Он просто обладает достаточной смелостью и уверенностью, чтобы считать себя тем, кто он ЕСТЬ. «Царь не может быть неправ», ибо, когда человек поступает неправильно, когда он не признает своей Монаршей власти и Божественной природы, он теряет власть в своем Царстве. Царь — Мастер, гений. Явить свою истинную природу — значит взойти на трон. Человек — единоличный правитель своего Царства. Царство Небесное внутри нас. И Царство, которое являет собой человек, — это еще и благовестие другим людям. Это не он Монарх, но каждый индивидуум — Монарх внутри своего царства, Мастер, владеющий собой и окружающим миром, ибо он живет в реальности. Он тот, кто он есть, и живет среди вещей — таких, какими они действительно являются. Тот, кто обрел свое Царство, указывает эту стезю другим, и его жизненный путь становится путем для всего человечества.
30. Первое пришествие или возвращение такого человека на землю не зависит от состояния духовного становления, ибо он и есть это состояние во всей его полноте. Он перешагивает через все ступени развития, неизменно пребывая в единстве с Духом. Представление о духовном развитии — не более чем человеческое измышление. Мастеру нужно только признать свое естественное состояние, признать себя таким, каким он был сотворен, — Образом и Подобием Божьим, воплощенной природой Бесконечности и Божественности.
31. Эти просветленные души, или Мастера, или Аватары, никогда не пишут книг ввиду чрезвычайной простоты их учения. О «Я ЕСМЬ» нечего сказать и нечего написать, ибо этими словами все уже сказано. Их жизнь раскрывает сама себя, это открытая книга жизни, развернутый свиток, и она не требует иных свидетельств. Когда достигаешь вершины, за собой поднимаешь и лестницу. Таким образом, у них нет учения, которое они могли бы передать. Есть только факт жизни, истина жизни, раскрывающая сама себя, как всегда было и будет. Шаги в духовном развитии, которым человек учит, о которых он пишет книги, — это всего лишь ступени освобождения от заблуждений. Было бы лучше сразу расстаться со всеми заблуждениями, ибо, как говорят Мастера, «ты там, где ты находишься в мыслях».


                                                                                 Для учителей


Параграфы 1 и 2 напоминают нам о вечном Единстве всего сущего и неразрывной взаимосвязи между Богом и человеком. Невозможно переоценить значение этой истины, и просветленные всегда учили, что нет Бога и человека — есть только Бог. Человек един с Бесконечным и в Бесконечном, и тем самым он заключает в себе все потенциальные возможности Бесконечности, ему доступна Бесконечность во всей ее полноте. Человек ЕДИН с Вселенной и во Вселенной.
Параграфы 3, 4, 5. Человек во Вселенной не может быть независимым организмом, ибо все его существо связано с первоисточником его бытия; и чтобы обрести Мастерство, он должен занять свое место во Вселенной. Это и есть возвращение блудного сына в Отчий дом, свою истинную обитель, где он пребывает во взаимодействии со своим первоисточником. Человек может быть только собой и ничем иным.
Параграф 6. Право Помазанника Божьего, божественная природа человека, заключается в осуществлении власти, которой человека наделяет его положение во Вселенной, — власти не подчинять других своей воле, но единолично править в своем собственном царстве в соответствии с законом всего мироздания. «Владеющий собою выше завоевателя города». В таком внутреннем правлении и состоит искусство Мастеров. И они не болтают о своих способностях. Христос не пытался продемонстрировать окружающим свою божественность — Он стремился к тому, чтобы каждый человек познал свою божественную природу.
Параграф 7. Человек есть персонификация Божественного Принципа, личность Вселенной. Человек — персонифицированный Бог, воплощение Универсального и Безличного начала.
Параграфы 8, 9 и 10. «Я Бог» — это не самоощущение человека, это идеальный человек, проекция Верховной Души. Именно поэтому мудрые никогда не возвещали слова «Я Бог» миру. Они хранят это знание в себе, исповедуют его перед Богом, для мира же оно становится явленным фактом и говорит само за себя. Это Ковчег Завета, безмолвное признание тайного взаимодействия между творцом и творением.
Параграфы 11,12 и 13. Имя Брахма было единым именем Бога, Брахма значит Бог. Прежде чем стать Богом индивидуальным, «Я» было Богом Универсальным, ибо нет одного без другого. Это одно и то же и всегда было и будет одним и тем же. «Я всегда с вами во все дни и до скончания века».
Параграф 14. Человека нельзя объяснить материальной природой, поскольку материя не производит разум и разум не стяжает Дух. Первопричиной является Дух, это Дух наделяет свое творение силой мысли и жизнью, материальным воплощением. В мире все определяется исключительно проявлением первопричины — Духа.
Параграф 15 и 16. Привычка приписывать владение определенной силой другим и не признавать эту силу в себе — вот что не дает человеку обрести Мастерство. Правильный ход мыслей таков: «Если он этого добился, то и я смогу, ибо способностями, которыми наделен один человек, наделены все люди. Покорить вершины Мастерства — значит всего лишь раскрыть себя, свою истинную природу». «Он достиг того, что Я ЕСМЬ, проявил то, что Я ЕСМЬ» — вот как следует думать о себе и о людях.
Параграф 17. Увидеть в каждом человеке воплощение общего для всех людей потенциала, увидеть в каждом Христа — значит мгновенно развеять все различия между людьми: величины равные порознь третьей равны между собой. Это и есть ключ к достижению нового мирового порядка, когда на земле воцарится мир и добрая воля. Ощущение различия — вот единственная почва, на которой произрастают алчность и распри.
Параграфы 18 и 19. Разве мы не можем понять раз и навсегда, что все наши метания не имеют никакого смысла и обусловлены тем, что мы проходим мимо главного? Признать главный факт жизни — значит полностью освободиться от всех представлений и действий, ничтожных перед лицом факта. Когда человек достигает цели, он освобождается от тягот пути к этой цели, ему предстоит учиться жить заново, с самого начала, а началом является Бог.
Параграф 20. «Все, что вообразимо, — достижимо», — старая мудрость, однако ее смысл еще шире: человек ЕСТЬ то, что он способен вообразить. Невозможно измыслить того, что не является насущным фактом, как было бы невозможно дышать, если бы не существовало воздуха. Любое движение в человеческом существе указывает на факт, на который оно направлено. Потребность не зародилась бы в природе человека, если бы не было средства ее удовлетворения — свершившегося факта в природе Бога. Факт предшествует желанию, ибо желание есть осознание существующего факта.
Параграф 21. Когда человек имеет дело с фактами, осторожность служит препятствием, смелость же не бывает безрассудной. Нужно просто признать как истину то, что другие люди уже подтвердили своей жизнью.
Параграф 22. Незачем претворять одну форму в другую, ибо другая форма уже и так существует в действительности. Задача в том, чтобы приучить свой разум к этому знанию и начать действовать в области реальности, а не пытаться из одной формы сделать другую. Два плюс два равно четырем, а три плюс три равно шести, и ни к чему превращать одно уравнение в другое. Оба этих примера уже являются проявленными фактами.
Параграф 23. Продолжение сказанного в предыдущем параграфе.
Параграф 24. Вы не переделываете свое тело и не изменяете мир — вы просто познаете реальность и отбрасываете все ложные представления.
Параграф 25. Тело уже является «храмом Бога живаго». Из него нужно только изгнать «меновщиков денег», продавцов богатств земных, идею личной наживы. Человек должен принять Господа сил, Царя Царей в свое сознание, и тогда сознание через тело сможет явить то, что ОНО ЕСТЬ.
Параграф 26 не требует пояснений.
Параграф 27. Мастер, Гений, Богочеловек — суть одно и то же, это всего-навсего человек, который стал ЧЕЛОВЕКОМ, стал Собой, освободился от укоренившихся предубеждений.
Параграф 28. Единственная задача для человека — быть «Я», ибо когда он обретает «Я», он входит в область завершенности. Однако с этого только начинается его работа.
Параграф 29. Божественное «Я» каждого индивидуума есть Аватар, Спаситель его бытия, и индивидууму нужно только признать Спасителя, стать этим «Я».
Параграф 30 — продолжение параграфа 29.
Параграф 31. Человек, достигший божественного состояния, — книга жизни, которая подобно свитку разворачивается перед всем человечеством; с книги сорваны печати, и человек предстает таким, какой он есть.

































Комментариев нет:

Отправить комментарий