среда, 30 октября 2013 г.

БЭРД СПОЛДИНГ - " ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВОСТОК ". ГЛАВА 8. СВЕРХЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ

БЭРД   СПОЛДИНГ





ПУТЕШЕСТВИЕ

НА  ВОСТОК





Глава  8


СВЕРХЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ  ЖИЗНЬ



  Встреча с монахами, олицетворявшими традиционную мудрость Индии, значительно вдохновила  участников экспедиции. Однако их продолжал му­чить вопрос: кто такие истинные монахи [риши], или святые? И почему один такой монах направил посла­ние своим собратьям с просьбой помочь иностран­ным ученым?
—  Не могли бы мы встретиться с истинными мо­нахами? — спросил профессор Мортимер у доктора Кавира. — Где они обитают?
Профессор Кавир сообщил, что знает монаха по имени Акила Бактхир, который часто уходит в горы, а затем возвращается обратно. Вот ему как раз хорошо известны те великие философы, или истинные монахи, которые живут в Гималаях. Участники делегации тут же отправились на поиски Акилы Бактхира, который ока­зался худым старичком с неизменной улыбкой на лице.
— Говорят, в Гималаях вы встречались с истин­ными монахами, — не терпелось узнать профессору Мортимеру. — Правда ли это?
— Все верно, — подтвердил Бактхир. — Я знаком с некоторыми из этих святых.
— Вы верите в то, что они и правда святые? —продолжил расспросы профессор Мортимер.
— Конечно, — заявил Бактхир. — Они не только святые, но и великие ученые.
— А какие критерии вы берете за основу? — спро­сил профессор Мортимер. — Эти люди демонстри­руют мистические способности и совершают что-то такое, что отличает их от обычных человеческих су­ществ? Возможно ли в принципе существование та­ких сверхлюдей?
— Их присутствие в нашем мире вполне объяс­нимо, если мы верим в перевоплощения, воздаяние, эволюцию и причинно-следственную связь, — по­яснил Бактхир. — Внимательно присмотревшись к человечеству, мы поймем, что все люди находятся на разных ступенях развития. Некоторые из них не до­тягивают до нас, тогда как другие значительно нас опережают. Насколько мне известно, кое-кому из лю­дей удалось продвинуться гораздо дальше, чем че­ловечеству в целом. Все потому, что они сумели раз­вить сверхъестественные чувства и трансцендентные силы. Таких людей мы называем святыми. На самом деле подобные силы заложены в каждом из нас. Нужно лишь дать им возможность проявиться. Как только нам станут подвластны эти трансцендентные силы, мы сможем понять, какого уровня развития до­стиг тот или иной человек.

В истории многих наций отображены достиже­ния великих людей. В сфере своей деятельности каж­дый из них значительно превосходил современников, уступавших ему в мастерстве и уровне знаний. Эво­люция — всего лишь проявление священной жизни, и люди со временем становятся мягче и добрее, по­скольку жизнь должна явить себя посредством этих ощущений. Существование совершенства логично и обоснованно, ведь совершенство — это безупречная кристаллизация, достигаемая в самом конце долгого эволюционного пути. В религиозной литературе всех народов отражено присутствие в нашем мире сверх­человеческих существ. Учреждению религий всегда сопутствует появление святых. Индусы почитают та­ких божеств, как Брахма, Вишну и Шива, и мудрецов вроде Кришны и Шанкарачарьи. У буддистов есть будды и бодхисаттвы, а у христиан — Иисус, проро­ки и святые. У примитивных племен также есть свои собственные божества.
— Не могли бы вы подробнее затронуть тему эво-­люционного развития? — попросил профессор Мор­тимер.
— Согласно законам универсальной эволюции, все меняется, все движется вперед по заранее опреде­ленным путям. Такой прогресс может быть быстрым или медленным, в зависимости от качеств индиви­дуума и окружающей его обстановки. Растительность развивается из скал и камней. Животные эволюцио­нируют из растений, тогда как люди — результат эво­люции птиц и животных. Соответственно, у челове­ка есть свои цели и ограничения. Преодолев такие ограничения, люди выходят на новый уровень. Ины­ми словами, человек развивается в сторону сверхъ­естественных форм бытия. Каждый человек состоит из тела, души и духа. Дух — это священный свет, со-­
крытый в нашем теле. Людям он известен под разны­ми именами, — например, бодхичитта, истинное «Я» 
или божественное сознание.
— Что заставляет вас придерживаться этой гипо­тезы? — поинтересовался профессор Мортимер.
— Это не гипотеза, — возразил Бактхир. — Я осо­знал это в ходе религиозной практики. То же самое подтверждают все крупные религии. Будда заявлял: «Все создания наделены бодхичиттой». Согласно апостолу Павлу, человек состоит из трех основных элементов — тела, души и духа. Эволюция — это воз­вращение к Всевышнему, воссоединение со своим ис­тинным «Я» и развитие до уровня совершенной бод-хичитты. Термины тут могут быть разными, однако описывают они одно и то же. Я постараюсь объяс­нить вам концепцию, используя понятия, доступные сознанию европейцев. Воссоединение с Всевышним означает возвращение к нему, ведь все мы являемся его частью.
Насколько позволяют судить мои знания об эво­люции, человеческое тело в своем развитии прибли­зилось к совершенству, однако большинство людей не в состоянии контролировать его. Человек, продви­нувшийся на эволюционном пути, способен управ­лять своим телом, удерживая его под контролем души и духа. Зато человек неразвитый по-прежнему сохраняет множество животных инстинктов. Он ду­мает главным образом о том, чтобы поесть, поспать и удовлетворить сексуальное желание. Таким людям предстоит претерпеть множество несчастий, прежде чем они научатся контролировать свое тело.
Наш мир представляет собой школу, которой присущ элемент страданий. Взяв под контроль свое тело, мы должны научиться управлять душой. Не так-то просто подчинить себе душу и мысли. Хотя многим людям удается контролировать деятельность тела, мысли их продолжают блуждать, подобно ди­ким лошадям. Только интеллектуальная решимость, побуждающая мысли следовать в определенном на­правлении, позволит нам взять под контроль свою душу. Последним шагом станет подчинение себе духа. Мы должны использовать силу интеллекта, чтобы выявить и разрушить недобрые мысли, положив заодно конец любым проявлениям невежества. Однако умение мыслить разумно — это только один аспект. Иное дело — способность мыслить добродетельно и благородно. Лишь после того, как мы подчиним себе тело, душу и дух, нам удастся воссоединиться со сво­им истинным «Я». С этого момента земное существо и вечное существо станут единым целым, и человек поднимется на новую ступень развития. На этой ста­дии он приобщается вечной жизни духа, жизни во Христе. Она настолько величественна и прекрасна, что выходит за рамки нашего познания, и никакие слова не в силах описать ее.
— Вы и правда верите, что все люди однажды выйдут на этот уровень? — спросил его профессор Мортимер.
— Эволюция — это закон Вселенной, — заметил Бактхир, — так что всем нам придется пройти этим путем от начала и до конца. Мы можем проявлять эго­изм, вести себя неподобающим образом и двигаться против течения эволюции, однако своими действия­ми мы не столько препятствуем всеобщему разви­тию, сколько задерживаем собственную эволюцию. На самом деле все упирается в то, как быстро или как медленно люди достигают своей конечной цели. К примеру, мы можем скользить по течению, плыть против него или барахтаться на одном месте, однако
сам поток будет двигаться в прежнем направлении. Хотим мы того или нет, но каждого из нас рано или поздно вынесет течением к океану. Жить по воле Гос­пода — значит плыть по течению. Жить против его воли — плыть против течения. Однако большинство людей бесцельно барахтаются в реке. Они то тонут,то всплывают вновь; то устремляются против тече­ния, то скатываются вниз. Они не настолько мудры, чтобы самостоятельно выбирать себе путь.

— Но откуда им знать, каким путем следовать? — спросил профессор Мортимер.
— Зачем, по-вашему, людям даны разум и способ­ность рассуждать? Почему бы не выбрать с их помо­щью путь, который выведет к благой цели?
— Вы имеете в виду духовный путь? — поинтере­совался профессор Мортимер. — Как можно на него вступить?
— Есть четыре возможности открыть себе путь в духовную жизнь, — улыбнулся Бактхир. — Первая из них предполагает, что мы находимся в постоянном общении с добросердечными и знающими мудреца­ми, которые следуют своим религиозным путем. До­пустим, в прошлой жизни у нас была возможность встретиться с монахом, священником или матушкой-настоятельницей, оказавшими на нас глубочайшее духовное воздействие. От души восхищаясь таким человеком, мы искренне надеялись достичь со вре-­менем таких же духовных высот. И уже в следующей жизни это намерение вывело нас на религиозный путь.
Вторая возможность связана с изучением книг и рукописей и с восприятием религиозных учений. Чем больше наша страсть к религиозным занятиям, тем устойчивее намерение с головой окунуться в рели­гиозную жизнь. Проникаясь новыми идеями, мы ста­раемся сделать так, чтобы существование наше стало более осмысленным.
Третья возможность — развивать свой разум. К примеру, внутреннее чувство подсказывает нам, что именно произошло. Но затем наступает момент сомнений и мы начинаем задаваться вопросом, по­чему все произошло именно так. Мы наблюдаем, раз­мышляем и исследуем вопрос силой своих мыслей, и этот процесс помогает нам обнаружить священный ключ к религиозным принципам. Наверняка вы слы­шали о такой медитативной технике.
Четвертая возможность — развивать свой харак­тер, постоянно совершенствуясь, занимаясь благо­творительностью, проявляя благородство и помогая людям из альтруистических побуждений. Если нам удастся освоить эти принципы, духовный свет озарит понемногу нашу душу.
Не могли бы вы рассказать нам о тех сверхчело­веческих существах, с которыми вы встречались? — попросил профессор Мортимер.
Бактхир с улыбкой погладил свою белую бороду.
Я знаю многих монахов, наделенных сверхъ-­естественными силами. Некоторые из них прожили по нескольку столетий и сумели достичь невероят­ных возможностей. Главная их особенность состоит в том, что воспринимают они все иначе, чем обычные люди, ведь такие монахи давно избавились от сво­ей эгоистической природы. Им удалось искоренить свое низшее «я», и теперь они живут исключительно ради других. Кроме того, они в полной мере развили прочие аспекты своей личности. Большинство людей несовершенны, и лишь немногие достигают высочай-­шего уровня во всех без исключения сферах. Даже талантливые ученые и интеллектуалы являются без­условными экспертами только в своей области ис­-следований.
В каждом из нас имеются зачатки самых разных качеств, но лишь немногие из них развиваются, и происходит это к тому же крайне неравномерно. Что касается сверхчеловеческих созданий, то они сумели развить все качества и все аспекты своей личности — включая и те, что выходят за рамки нашего понима­ния. В большинстве своем эти сверхлюди удивитель­но красивы. Тела их достигли такого совершенства, что кажется, будто они не старятся со временем. Не­которые прожили по нескольку сотен лет, однако вы­глядят так, будто им нет и пятидесяти. Я знаком с мо­нахом, которому уже больше двух тысяч лет, но это не мешает ему руководить археологическим музеем, расположенным в самом центре гор.
В этом музее находится множество бесценных до­кументов. Такое чувство, что там отражена вся эво­люция человечества. В музее наглядно представлены многочисленные расы, жившие некогда на Земле, на­чиная от лемурийцев и заканчивая племенами гиган­тов. Тут же хранятся миниатюрные модели, отобра­жающие эволюцию земной коры после природных катаклизмов, а также перемещения рас между стра­нами и континентами. В этом музее можно увидеть древние рукописи, созданные некогда монахами и религиозными лидерами. К числу их относится ману­скрипт, написанный самим Буддой — в то время, ког­да он еще был принцем Сидхартхой. Здесь же, в проч­нейших деревянных ящичках, хранятся таинствен­ные документы, написанные на неизвестных людям языках. Все это следы цивилизаций, существовавших некогда на нашей планете. Наряду с документами, в музее представлены карты, модели древних городов и останки давно вымерших животных.
— Вы помните, где находится этот музей? — пере­бил его профессор Мортимер. — Как мы можем туда попасть?
— Гималаи — не то место, куда ходят как на про­гулку, — серьезно ответил Бактхир. — Там хранится множество тайн, которые надежно охраняют духи. Чтобы попасть в этот священный край, нужно соот­ветствовать его энергиям.
— Почему эти сверхчеловеческие существа избе­гают обычных людей? — спросил профессор Мортимер. — Почему бы не раскрыть себя и не помочь лю­дям? По крайней мере, они могли бы продемонстри­ровать им эти удивительные документы. Что толку прятать их где-то в горах?
— Они постоянно помогают людям, направляя на Землю потоки чудодейственных энергий, которые воздействуют на нас, все равно как солнечный свет воздействует на растения. Помощь их настолько ве­лика, что человеческий разум не в силах осмыслить ее. Что касается документов, то отказ обнародовать их имеет свои причины, и я не вправе обсуждать их.
— Согласно представленной вами эволюционной теории, за человеческой жизнью следует сверхчело­веческая, — заметил профессор Мортимер. — Но это значит, что за сверхчеловеческой должна следовать еще более высокая ступень.
Это замечание заставило Бактхира расхохо­таться.
Вы все еще мыслите в терминах иерархии, срав­ниваете высшее с низшим и наоборот. После того как сверхчеловеческие существа избавят себя от необхо-­димости перевоплощаться и станут святыми [асекха], они получат возможность выбрать любой из семи вероятных путей. Разумеется, мои знания достаточно ограниченны, так что я дам лишь краткий обзор этих возможностей. Сверхчеловеческие существа могут отправиться в божественную обитель, которая пре­выше нашего понимания. На Земле ее называют по-разному — нирваной, раем, нематериальным миром.
После этого в один прекрасный день им предсто­ит воплотиться на Земле в качестве основателя но­вой религии. Этот путь называется Дхармакая. Они могут достичь духовного состояния, значение кото­рого мне не совсем понятно. Этот путь носит назва­ние Самбхогакая. Они могут также достичь полного единения с универсальной духовной силой, чтобы действовать в согласии со вселенскими законами. Этот путь — Нирманакая. Ничто не мешает им также остаться на Земле, чтобы помогать людям в образе бодхисаттвы. Этот путь называется Бошивартакья. Существуют и другие пути, но их я представляю до­статочно плохо. Насколько мне известно, число лю­дей, достигших освобождения, достаточно мало. Но еще меньше тех, кто решил остаться на Земле, чтобы помогать человечеству. В настоящее время высшие силы и сверхчеловеческие существа готовятся к со­бытию, которое связано с приходом на Землю гряду­щего религиозного лидера, чье имя — Бодхисаттва Майтрея.
— В один прекрасный день вы поймете, что я хо­тел сказать, — добавил Бактхир после непродолжи­тельного молчания. — На самом деле все это было предсказано давным-давно, а тексты предсказаний хранятся в подземных пещерах Тибета. Далай-ламы тщательно оберегают эти документы.
— Как бы нам увидеть эти бесценные докумен­ты? — поинтересовался профессор Мортимер. — Ти­бет придерживается политики закрытых дверей. Они не любят чужаков — особенно европейцев.
— Друзья мои, — украдкой улыбнулся Бактхир, — могу сказать лишь, что ваш визит в Индию не случа­ен. Вы провели много лет в поисках Истины, но так ничего и не нашли. Скажите, я прав? На самом деле, это было лишь испытанием. Должно быть, вы заме­тили, что в самое короткое время вам повезло встре­титься с мудрейшими и известнейшими индийскими монахами и узнать то, что ранее тщательно скрыва­лось от европейцев. Если бы не послание от истин­ного монаха и не таинственные приготовления, разве могли бы вы познакомиться с людьми, к которым не так-то просто найти доступ даже самым преданным ученикам? В обществе, проникнутом суевериями, по­нятие Истины постепенно теряет свой смысл. Даже местным жителям, желающим встретиться с истин­ными монахами, приходится сталкиваться с серьез­ными проблемами. Вы же без труда получили доступ к ценнейшей информации.
Вы когда-нибудь задумывались, почему так про­изошло? В силу предрассудков, европейцы не желают сидеть на тростниковых циновках рядом с индийца­ми. Вы же избавились от расовой неприязни. Забыв о национальной гордости, вы спокойно беседовали с монахами, одетыми в тряпье. И это немалое до­стижение. Вам пришлось общаться с бесчисленным количеством суеверных лиц, фиктивных монахов и бесчестных учеников, чтобы найти тех, кто действи­тельно заслуживает вашего внимания. Возможно, вы даже не осознаёте того, что сумели преодолеть серьезнейшее препятствие. Тибет действительно не принимает чужеземцев, но для вас было сделано ис­ключение — благодаря опеке истинного монаха. Вам будет доверена величайшая миссия, которая состоит в том, чтобы привлечь внимание ваших соотечествен­ников к Востоку, их духовной родине. Они должны вернуться на Восток не для того, чтобы найти новую Истину, очередную религию или неизвестное доселе знание. Им предстоит понять Истину, которая, пусть и в скрытом виде, присутствует всюду. Религии — это различные пути, ведущие к единой Истине.
Участники экспедиции молча переглядывались. Им действительно удалось встретить за короткое время множество монахов и усвоить немало бесцен­ных Истин. Соответственно, такой опыт нельзя было свести к простому везению. То был результат прямой договоренности.
— Вы ведь знакомы с тем истинным монахом, который желает помочь нам? — спросил профессор Мортимер.
— Разумеется, мне известно об этой договоренно­сти, потому мы и встречаемся с вами сегодня. Я знаю, что вы стремитесь к знанию. На самом деле, многие из вас изучали религию в предыдущей жизни, а в этой вы вернулись в Индию в качестве иностранцев, хотя и не помните о своем прошлом опыте. Но при бла­гоприятном стечении обстоятельств вы непремен­но восстановите память. Судьба вернула вас в Азию, чтобы завершить необычайно важную миссию...
Всех поразило заявление Бактхира, и желание встретиться с таинственным монахом стало еще сильнее.
— Когда же мы сможем увидеться с ним? — вы­молвил профессор Мортимер.
— Ждать осталось уже недолго, — последовал от­вет. — Вы поймете, когда наступит нужный момент.
Пока что я не могу сказать вам больше.
Вновь последовало продолжительное молчание. Наконец профессор Эванс-Венц решился задать во­прос:
— Мы слышали, вы владеете искусством левита­ции. Это правда?
— В этом нет ничего необычного! — расхохотался Бактхир. — Всего лишь удобное средство перемеще­ния.
— Но левитация противоречит научным прин­ципам, — заметил профессор Эванс-Венц. — Как мы сможем доказать, что это не выдумка?
Бактхир улыбнулся и легонько стукнул по бамбу­ковой палке. Внезапно он взлетел вверх — как был, в позе лотоса. Казалось, будто его подбросила какая-то невидимая пружина. Все замерли, не в силах скрыть изумления. Хотя ученым довелось увидеть уже мно­жество чудес, искусство левитации по-прежнему выходило за рамки их представлений о реальности. Внезапно монах крутнулся в воздухе, как если бы по­пав в стремительный водоворот. Мгновение — и он уже был в десятках метров от ученых.
— Джентльмены, — донесся до них голос Бактхира, — почему люди должны ползать по земле? Если они превосходят по возможностям животных, поче­му бы им не летать выше птиц и не плавать быстрее рыб? Что мешает им поступать подобным образом? Все дело в человеческом мышлении, которое считает, что людям дано только ходить. Поверьте, все зави­сит от вашего восприятия реальности — считаете ли вы себя рабом, прикованным к земле, или человеком свободным. Если бы люди развивали присущие им способности, для них практически не было бы невоз­можного.
Бактхир стремительно двинулся в сторону из­вилистой дороги и уже через несколько мгновений пропал из вида. Профессор Мортимер схватился за фотоаппарат, но так и не успел сделать ни единого снимка.