БЭРД СПОЛДИНГ
ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВОСТОК
ГЛАВА 4
ПО ДОРОГЕ В ТЫСЯЧУ МИЛЬ
После встречи с Брахманандой и Судхиром Бабу всё изменилось. Прежде члены экспедиции лишь допускали, что за суеверными воззрениями
таятся трансцендентные Истины,
заслуживающие внимания и изучения. Встреча с Брахманандой пробудила в ученых надежду на то, что
результаты исследований превзойдут
самые смелые их ожидания. Знакомство же с
Судхиром Бабу позволило им отбросить свои европейские предрассудки, консервативные убеждения и высокомерие и приступить к непредвзятому изучению
азиатской мудрости.
В скором времени
экспедиция направилась к Ришикешу. Дороги поначалу были в хорошем состоянии, так что передвигались
ученые достаточно быстро. Позже им пришлось пересесть на мулов и лошадей, а то и вовсе идти пешком
по узким горным дорожкам. Никогда еще европейским ученым не приходилось забредать в столь
отдаленные районы, так что офицеры королевской армии, заботясь о безопасности
делегации, пытались отговорить их от этого путешествия. Хотя
Индия была британской колонией, многие регионы отказывались содействовать
властям, так что без вооруженной охраны
тут было не обойтись. В некоторых областях даже местные жители старались избегать любых поездок,
опасаясь попасть в руки вездесущих разбойничьих кланов. Неудивительно, что члены экспедиции
были вооружены до зубов, однако за время странствия с ними не случилось ничего неприятного. Казалось,
будто некая незримая сила охраняет их в этом путешествии.
На пути им встретился джайнский храм. Джайнизм — религия,
опирающаяся на принцип безусловного сострадания [ахимсы]. Основал ее свыше двух тысяч лет назад мудрец Махавира.
Сам он был царевичем, однако ушел из дворца в джунгли в надежде обрести духовную Истину. Благодаря искренности и упорству он достиг в конце концов
просветления. Первое, что бросалось в глаза
при входе в храм, — это статуя
медитирующего Махавиры, во лбу у которого красовался большой бриллиант. Но
прежде, чем войти в храм,
посетителям предстояло снять пояса и ботинки, а также оставить за
порогом все то, что было сделано из шкур, рогов и бивней животных. В храм не
допускались предметы, полученные путем убийства.
Джайны неизменно придерживаются подобных ритуалов, поскольку ахимса запрещает им убивать, есть мясо и
даже хранить дома то, что может иметь отношение
к отнятию жизни.
Джайны всегда одеваются в белое и закрывают лицо — все, кроме глаз, —
чтобы насекомые не попали ненароком им в нос или рот. Если какой-нибудь несчастный комар обретет
там смерть, будет считаться, что джайн совершил убийство, ведь ахимса
распространяется на все без исключения существа. Более того, джайнские
монахи на все лето становятся добровольными затворниками, поскольку
именно в это
время насекомые активно размножаются. И монахи стараются не
выходить наружу, чтобы не наступить ненароком на муху или комара. Европейцам
подобная практика
представляется весьма странной и нелепой, однако большинство джайнов
строжайшим образом выполняет все предписания. Без этого, как они считают, у них нет
шансов продвинуться на пути религиозного служения.
Некоторые джайны идут еще дальше. Завершив обучение при
храме, они добровольно отправляются в джунгли и живут там полностью
обнаженными. Пьют они только ключевую воду, питаются плодами и все свое время посвящают
медитации. Они считают, что находятся в долгу у общества, пока продолжают есть
рис и носить одежду. В свою очередь, принимая щедрые подношения от
благочестивых верующих, они оказываются в долгу у человечества. Религиозная жизнь для них
несовместима с пребыванием в миру. А потому, дав обет, они порывают с прошлой жизнью, оставляя позади все виды материальных искушений — в том числе, одежду.
Джайны верят, что люди, посвятившие свою жизнь религии, должны
распрощаться со всеми видами собственности, поскольку обладание в любой его форме означает
привязанность, а это препятствует религиозному обучению и духовному
освобождению. Джайны даже покидают прекрасные храмы ради естественной жизни в
джунглях. Земля становится им постелью, небо — крышей, а животные — друзьями. Все время они
проводят в медитации, целью которой является распространение любви на
всех живых существ.
Пока монахи медитируют, дикие животные безбоязненно
собираются вокруг. Европейские ученые привыкли
называть эту религию нудизмом — из-за полного
отвержения всего материального. Жалко лишь, что термин нудизм нередко ассоциируется с грубым варварством и примитивностью.
Когда в стране утвердилось британское владычество, многих джайнов
бросили в тюрьму. Их обвиняли в нарушении норм общественной морали, хотя жили они в джунглях и
никак не соприкасались с обществом. Зато членам делегации, которые успели на тот момент избавиться от расовых и
культурных предубеждений, философия джайнизма показалась весьма практичной. Джайны верят, что сила любви способна
уничтожить все трудности и препятствия. Однако любовь эта должна носить
абсолютный характер. Целью ее является не
какой-то отдельный класс лиц, а
общество в целом — независимо от расовой
или религиозной принадлежности. Такой философский подход был необычайно ценен
для Индии с ее кастовыми предрассудками.
Джайны не сомневаются,
что все без исключения человеческие существа — слабые и сильные, бедные и
богатые, знатные и простолюдины — в равной мере заслуживают любви. Подобное
чувство не только безгранично, но и глубоко — вроде любви матери к своему ребенку.
Она должна быть искренней и
сильной, чтобы противостоять любым трудностям и
невзгодам. Распространив любовь на всех человеческих существ, люди должны обратить ее затем на животных,
начиная от огромных слонов и заканчивая
крохотными насекомыми. Вот почему джайны не только избегают убийства, но и сторонятся любых продуктов, так или
иначе связанных с кровопролитием.
Джайны считают
варварством покорение врага с помощью силы. По их мнению, победить противника
можно было только любовью. Джайнизм издавна процветал в Северной Индии, однако за
пределами этой территории ему
приходилось сталкиваться с индуизмом и исламом. В индийской истории полно примеров того, как
мусульмане безжалостно искореняли джайнизм и буддизм. В свою очередь,
многих отпугивали аскетические нормы джайнизма — не говоря уже о том, что
монахов с обнаженными телами и закрытыми лицами легко можно было принять
за какой-нибудь сброд.
Должно быть, именно поэтому джайнизм укоренился исключительно в горных районах
и отдаленных областях страны.
Деревушка Ашма располагалась у самого подножия горы. Делегация
остановилась в этой деревне, чтобы дать передышку мулам и лошадям. Кроме
того, ученым хотелось взглянуть на величественное сооружение, именуемое
«храмом тишины». То была постройка из белого камня, возведенная свыше четырех тысяч лет назад. Внутри храма находился
огромный зал без единой статуи. Стоило человеку оказаться в нем, как в душе его тут же воцарялся покой, а
тревоги и заботы исчезали сами собой. Согласно легенде, царь Рапур, приведший войска на покорение соседних
стран, встретил неподалеку монаха.
Последний как раз и посоветовал царю не полагаться исключительно на
силу, а завоевывать сердца людей с помощью доброты
и милосердия. Царь последовал его совету, разоружил войска и стал поощрять
своих подданных жить в любви и
добродетели. С тех пор его страна наслаждалось покоем и благоденствием.
Со временем многие забыли о царе Рапуре и его эпохе. Сохранился лишь
храм, возведенный в память о его духовном пробуждении. Никто из посетителей, оказавшись внутри, не в
состоянии был вымолвить ни слова. Отсутствие в храме статуй объяснялось желанием подчеркнуть абсолютную Истину — незримую и нематериальную.
Вот что сказал членам делегации монах, присматривавший за храмом:
— Храм
тишины можно назвать местом силы, ведь
это два синонимичных понятия. Достигнув духовно
го безмолвия, люди оказываются на стадии, когда все
пребывает в единении с мистической силой. Духов
ная сила дана всем без исключения человеческим су-
ществам, однако люди привыкли бездумно тратить
ее. Подобная трата нарушает внутренний покой, тогдакак концентрация силы ведет к умиротворению.
Когда люди фокусируют внутреннюю силу на жизненно
важном энергетическом центре, они получают возмож-ность взаимодействовать с Всевышним на духовном плане.Достигнув единства с Всевышним, они оказываются в единении со всеми без исключения энергиями. В этом и состоит наша главная цель.
Чтобы объединиться с Всевышним, человек должен
сознательно идти на контакт с ним, пожертвовав
внешним ради внутреннего чувства. Ведь Всевышний
незримо обитает в человеческих душах и сердцах.
это два синонимичных понятия. Достигнув духовно
го безмолвия, люди оказываются на стадии, когда все
пребывает в единении с мистической силой. Духов
ная сила дана всем без исключения человеческим су-
ществам, однако люди привыкли бездумно тратить
ее. Подобная трата нарушает внутренний покой, тогдакак концентрация силы ведет к умиротворению.
Когда люди фокусируют внутреннюю силу на жизненно
важном энергетическом центре, они получают возмож-ность взаимодействовать с Всевышним на духовном плане.Достигнув единства с Всевышним, они оказываются в единении со всеми без исключения энергиями. В этом и состоит наша главная цель.
Чтобы объединиться с Всевышним, человек должен
сознательно идти на контакт с ним, пожертвовав
внешним ради внутреннего чувства. Ведь Всевышний
незримо обитает в человеческих душах и сердцах.
Искоренив иллюзорную
гордость, или эго, признав собственное невежество и проявив готовность учиться,
люди могут изменить себя к лучшему. Невозможно обучить чему бы то ни было
человека напыщенного
и высокомерного, поскольку лишь скромные и
смиренные способны узреть Истину. Всевышнему нет дела до шумных, назойливых молитв. Он видит
лишь тех, кто обращается к нему всем сердцем, почитая
его в спокойствии духа.
—Но если послушники молятся, не опираясь ни на тексты, ни на священную
Библию, как они смогут понять философию своей религии? — поинтересовались ученые.
—Мудрость рождается в безмолвии, — пояснил
монах. — Всевышнему не нужны наши многоголосые восхва- ления, и для молитвы ему не требуется какой-то особый язык. Когда ученик молится в молчании, мысль его прихо- дит в согласие с тем священным влиянием, распознать которое можно лишь в спокойствии духа. Только при умиротворенном сознании мы можем заниматься самоанализом и самосовершенствованием, получая поддержку от Всевышнего. Лишь в состоянии покоя люди способны разобраться в себе и своем окружении. Потенциальная сила может возникнуть и развиться только в безмолвии. Когда разум спокоен, внешние факторы больше не тревожат нас, а личные желания теряют свою силу. Тот, кто способен освободиться от внешних помех, познает чудесную гармонию этого бескрайнего мира. Люди должны понять, что счастье таится в их сознании. Пока же большинство людей ищет счастья во внешней среде, однако подобные факторы являются источником временных развлечений. Нет смысла обращаться за счастьем вовне. Людям следует сосредото-читься на своих глубинных чувствах, поскольку обрядовая сторона лишь угнетает их волю. Его ответ озадачил ученых. Кто-то спросил:
монах. — Всевышнему не нужны наши многоголосые восхва- ления, и для молитвы ему не требуется какой-то особый язык. Когда ученик молится в молчании, мысль его прихо- дит в согласие с тем священным влиянием, распознать которое можно лишь в спокойствии духа. Только при умиротворенном сознании мы можем заниматься самоанализом и самосовершенствованием, получая поддержку от Всевышнего. Лишь в состоянии покоя люди способны разобраться в себе и своем окружении. Потенциальная сила может возникнуть и развиться только в безмолвии. Когда разум спокоен, внешние факторы больше не тревожат нас, а личные желания теряют свою силу. Тот, кто способен освободиться от внешних помех, познает чудесную гармонию этого бескрайнего мира. Люди должны понять, что счастье таится в их сознании. Пока же большинство людей ищет счастья во внешней среде, однако подобные факторы являются источником временных развлечений. Нет смысла обращаться за счастьем вовне. Людям следует сосредото-читься на своих глубинных чувствах, поскольку обрядовая сторона лишь угнетает их волю. Его ответ озадачил ученых. Кто-то спросил:
—Как можно найти что-то, даже не вставая с
места?
—Люди начнут понемногу сознавать свою истинную природу, —
продолжил свои объяснения монах. — Разумеется, подобный процесс займет немало времени. Постепенно они
обнаружат, что счастье их не зависит ни от
внешних факторов, ни от других людей. Освобожденное сознание, которое
никто не в силах украсть, и есть истинно
религиозное состояние. Ему предшествует развитие и
процветание мыслей, исходящих из глубин нашего
«Я». Люди без труда найдут ответы на все вопросы,
как только осознают свою природу и ощутят незримое
влияние Всевышнего. К тому моменту никто уже не будет искать вовне.
—Все это очень интересно, — заметил ученый.
—
Но если у людей не будет книг, на которые можно было бы опереться, как им удастся достичь подобно го состояния?
Но если у людей не будет книг, на которые можно было бы опереться, как им удастся достичь подобно го состояния?
—Большинство европейцев привыкли полагаться в своей жизни на
какой-либо метод или религиозную философию, а это
значит, их легко можно сбить с толку или ввести в
заблуждение. На самом деле, они должны научиться
думать, чтобы самостоятельно найти свой путь. На пути
к свободе необходимо проявить личное мужество и персональные усилия, поскольку не бывает двух похожих дорог.
Взгляните на человеческую историю: бесчисленные
религии предлагали людям великолепнейшие Истины, но
лишь немногие отважились досконально изучить их.
Большинство учеников всецело зависят от наставлений монахов. Вот только как эти монахи могут направлять вас к внутренней свободе, если сами еще не достигли освобождения? Поэтому-то царь Рапур построил храм, в котором не было ни статуй, ни языков, ни изображений: ему хотелось избежать путей, которыми следовали бесчисленные индуистские секты. Господь вездесущ и абсолютен, следовательно, никакой язык, никакая форма не в состоянии отобразить его. Лишь в полном безмолвии, избавившись от внешней, обрядовой стороны, люди могут наслаждаться свободой, мирно сосуществовать друг с дру-
гом и отдавать себе отчет в тех узах, что связывают
представителей человечества. Люди часто размышляют о том, что связывает их с другими людьми. Но что толку, если за основу они берут собственное эго?
Наши мысли носят достоверный характер лишь в том случае, если на них не давят предрассудки и внешняя среда. Но свобода мышления — это не просто возможность думать так, как тебе хочется, но и умение не поддаваться сторонним воздействиям. Иными словами, Истину можно найти только в безмолвии, освободившись от всевозмож- ных обрядов, предрассудков, языковых традиций, навязанных извне мыслей и страхов, порожденных нашим невежеством. Лишь полная свобода позволит людям обрести мир и душевный покой.
лишь немногие отважились досконально изучить их.
Большинство учеников всецело зависят от наставлений монахов. Вот только как эти монахи могут направлять вас к внутренней свободе, если сами еще не достигли освобождения? Поэтому-то царь Рапур построил храм, в котором не было ни статуй, ни языков, ни изображений: ему хотелось избежать путей, которыми следовали бесчисленные индуистские секты. Господь вездесущ и абсолютен, следовательно, никакой язык, никакая форма не в состоянии отобразить его. Лишь в полном безмолвии, избавившись от внешней, обрядовой стороны, люди могут наслаждаться свободой, мирно сосуществовать друг с дру-
гом и отдавать себе отчет в тех узах, что связывают
представителей человечества. Люди часто размышляют о том, что связывает их с другими людьми. Но что толку, если за основу они берут собственное эго?
Наши мысли носят достоверный характер лишь в том случае, если на них не давят предрассудки и внешняя среда. Но свобода мышления — это не просто возможность думать так, как тебе хочется, но и умение не поддаваться сторонним воздействиям. Иными словами, Истину можно найти только в безмолвии, освободившись от всевозмож- ных обрядов, предрассудков, языковых традиций, навязанных извне мыслей и страхов, порожденных нашим невежеством. Лишь полная свобода позволит людям обрести мир и душевный покой.
Делегация сердечно
распрощалась со смотрителем храма. Визит этот, пусть и недолгий, произвел на всех замечательное впечатление. Казалось,
будто храм окружен незримым магнитным
потоком, поскольку каждого
переполняло чувство удивительной безмятежности.
Ученым и прежде доводилось слышать о
людях, практикующих религию в состоянии безмолвия, но никто уже не считал этот способ абстрактным и бессмыслен- ным. Очевидно, что в Индии было много такого, над чем европейцам стоило бы как следует поразмыслить.
Комментариев нет:
Отправить комментарий